Английский язык для дошкольника – что нужно знать родителям?

Рубрика:
Образование

Когда мамы находятся в декретном отпуске, им обычно приходит в голову масса прекрасных идей не только по поводу собственной персоны (заняться декупажем, пойти на йогу), но и относительно своего недавно-родившегося ребенка. А не обучить ли его нырянию до того, как ему исполнится первый месяц? А не присмотреться ли к методике Домана о раннем обучении чтению? Во многих случаях очередь обязательно доходит и до изучения иностранных языков.

 

  В этой статье мы коснемся именно последней темы и Юлия Корепанова (виртуальная английская гимназия-экстернат Smilenglish) расскажет о том, что нужно иметь в виду для того, чтобы ваша затея с иностранными языками действительно имела серьезный эффект в будущем вашего ребенка и, возможно, всей вашей семьи. Если говорить о целях, которые обычно преследуем мы, любящие и неленивые родители, то часто мы желаем для своих детей следующее в плане иностранных языков: - мы хотим, чтобы дети минимум к окончанию школы свободно говорили на иностранном языке (чтобы, например, потом подать документы на бесплатное обучение (грант) в зарубежном университете)

- мы хотим, чтобы у детей была хорошая оценка по иностранному языку в российской школе

  Давайте начнем со второго пункта. Начиная с начальной школы, на предметах по иностранному языку оценки ставят в основном за следующее: - буквенные диктанты (учитель диктует capital letter C (большая буква «Си»), small letter B (маленькая буква «Би», дети записывают)

- словарные диктанты (учитель диктует слова на русском языке, а дети записывают их английские эквиваленты, например, учитель диктует «заяц», а дети должны написать hare)

- зачитывание вслух текстов на английском

- стихотворения и темы наизусть

- письменные задания по грамматике (в более старших классах)

- сочинения на английском языке

Таким образом, если вы решаете с пеленок готовить ребенка к хорошим оценкам по иностранному языку в школе, то вы можете, например, уже сейчас начинать систематически развивать у ребенка память (в интернете много игр на развитие памяти для всех возрастов, нужно только знать, какая игра какую память развивает и выбрать именно ту  игру, которая лучше подойдет для вашего ребенка).

 

Если у ребенка будет хорошая память, у него будут хорошие оценки не только по иностранным языкам. Также, как вы уже увидели, серьезную роль в школе будет играть умение ребенка читать и писать на английском. Но здесь вы вынуждены ждать русского языка (сначала учиться читать на русском), так что если вашему ребенку сейчас 1-2 года, можно отложить эту часть подготовки до более подходящего времени. Но что если вы хотите и хороших оценок, и хорошего разговорного языка (из вышеприведенных школьных заданий на оценку к развитию разговорных навыков имеет отношение только пункт, выделенный жирным шрифтом)? Как ни странно, но в этом случае вы должны и можете начать активную работу прямо сейчас (даже если ваш ребенок вот-вот родится).

Важно понимать одну простую вещь: «Говорение учится только говорением». Это то же самое, что занятие фитнесом. Чтобы накачать мышцы, вы вынуждены буквально их «качать», а чтобы «развязать язык», вы должны этот язык двигать у себя во рту, то есть говорить. Причем говорить определенным образом, а не просто декларировать тексты наизусть, как и в фитнесе недостаточно просто прийти и помахать рукой-ногой пару раз. Если вы вернетесь к школьному списку на пару абзацев выше, вы увидите, что школа все-таки отдает собственно говорение на откуп родителям. Это и ни хорошо, и ни плохо, просто родители должны отдавать себе в этом отчет. Когда можно начинать обучать ребенка говорению на иностранном языке? Тогда же, когда вы начали обучение ребенка родному языку (да-да, вы начали эту работу с момента появления ребенка на свет), то есть «прямо сейчас». Теперь мы подходим к вопросу о том, как, учитывая все вышесказанное, правильно строить работу по изучению иностранных языков со своим ребенком. Если ваш ребенок еще очень мал, значит, ваша задача – дать ребенку возможность разговаривать на английском + параллельно вести работу по общему развитию памяти.

 

Куда вы можете обратиться за помощью?

Вы можете записаться в один из клубов по изучению иностранных языков с детьми.

Максимальное количество занятий в таких клубах – это 3 раза в неделю (а обычно 1-2). Что обычно происходит на таких занятиях?

1) Если дети еще очень малы и находятся на занятиях с мамами, то обычно это песни-песни-песни, танцы под музыку. В качестве домашних заданий обычно выдаются диски с теми же песнями, чтобы вы ставили их ребенку дома между занятиями.

2) Если дети постарше (4-5 лет), то родителей обычно на занятия не допускают. Дети на этих занятиях поют песни, учат названия животных, счет, смотрят на уроке видео, некоторые курсы дают и алфавит. Обычно на таких занятиях русская речь звучит чаще, чем английская, что и понятно – учитель вынужден отрабатывать положенные 30-45 минут, а умудриться проговорить на иностранном языке такое время с детьми (!) не говорящими на этом языке, – для этого нужны особенные умения. В качестве домашнего задания вам могут также выдать (продать) диск с песнями + разукрасить букву алфавита, выучить 3-5 слов к следующему занятию.

  Теперь некоторые комментарии по поводу целесообразности таких занятий, учитывая цели, которые мы поставили ранее:

Если сильно обобщать, то, конечно, заучивание песен на иностранном языке, а также постепенное наращивание словарного запаса (по 3-5 отдельных слов в неделю) – все это, безусловно, будет работать на «развитие памяти». Другой вопрос, что работу по развитию памяти можно вести и более интенсивно, и дешевле чем за 1 500 – 2 500 руб. в месяц. Также, не стоит делать ставку на курсы и в плане обучения чтению и письму – эти навыки очень зависят на первых порах от частоты занятий, а курсы при своем графике просто не осилят такое серьезное направление (или педагог будет вынужден привлекать родителей и консультировать их о работе дома – но хотят ли педагоги тратить на это время, не получая за это дополнительной платы?). Насчет обучения говорению: разучивание песен и знание отдельных слов – это подготовка к говорению, но это не «развяжет язык». Если правильно подходить к вопросу обучения именно говорению, то здесь можно порекомендовать курсы, работающие по методике В. Мещеряковой, но имейте в виду следующее:

1) Педагог, который преподает по этой методике, должен все-таки посещать семинары, которые организует автор. Эти семинары стоят очень дорого, поэтому в каждом городе специалисты с сертификатами об окончании курсов – это «штучный товар», если хотите. Если вы работаете с таким педагогом на очных курсах, вы очень зависите от его жизненных обстоятельств – стоит ему по какой-то причине уволиться, вы будете вынуждены либо переезжать за ним, либо снова искать специалиста. 2) Методика не предполагает обучение английскому самих родителей. То есть ребенок, изучая английский, бесконечно отдаляется в своих знаниях от родителей. И единственными собеседниками ребенка становятся учитель и одногруппники на курсах. Но если семья переезжает, например, а в новом месте нет курсов, работающих по этойи в поиски возможностей применять язык.

И еще один важный момент насчет очных курсов: дети, случается, болеют, и, разумеется, вы будете пропускать занятия. Если мы строго ограничиваем изучение языка 3х разами в неделю на курсах, любой пропуск все крепче и крепче запечатывает ребенка в «черную коробку» (подробнее о термине «черная коробка» можно узнать из тренинга)

  Итак, какие можно сделать выводы? 1) Если вы хотите подготовить малыша к школьному английскому, то начинайте активно 2) Если вы хотите, чтобы ребенок научился говорить на иностранном языке, то лучшее, что вы можете сделать, это инвестировать в свой английский + получить грамотную методическую инструкцию о том, как при этом транслировать ваши знания вашему ребенку. Настраивайтесь на то, что разговаривать с ребенком по-английски нужно каждый день (выясняйте у педагогов, как именно нужно разговаривать, потому что не всякий разговор несет обучающую функцию). Вы – единственный «учитель» в жизни вашего ребенка, который никогда не «переедет в другой район», у которого не случится тех обстоятельств, при которых вы будете вынуждены исчезнуть из его жизни (исключая, конечно, случаи, на которые мы повлиять не можем, но это справедливо для всех – и учителей, и родителей)

Друзья, надеемся, наша статья была вам полезной, и если у вас есть вопросы, вы можете задавать их комментариями к этой статье, мы постараемся ответить максимально подробно.

Группа виртуальной английской гимназии-экстерната Smilenglish в ВКонтакте

Страница гимназии на Бебинке


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!