Делимся опытом: дети и беговелы

Рубрика:
Ма-па тест, или делимся опытом

Мы постоянно ограничиваем активность наших детей - квартиры, коляски, автокресла, стульчики, манежи... Как найти баланс между безопасными границами, которые мы создаем из благих намерений,  и потребностью малышей в постоянном движении?  Руководитель семейного клуба "Улитка", мама девочки Майи, а по совместительству и наш постоянный автор Анна Жулидова советует всем родителям присмотреться к беговелам - может быть, это и есть решение проблемы? Беговел у нас появился примерно в 2,5 года. Как раз тогда, когда носить ребенка в слинге мне стало тяжело, а большие расстояния (на пляж, в парк, на работу) моя дочка проходить пешком еще не могла – уставала. Я тогда совсем не знала, как быть. Слинг уже не подходил ни мне, уставшей от физических нагрузок, ни ей, жаждущей физической активности. Но обойтись совсем без транспортного средства мы обе были еще не готовы. Я ломала голову: велосипед? Коляска? Коляски у нас не было никогда. Точнее была, подаренная – продали, не пользовались. Я о колясках ничего не знаю, не разбираюсь – какая нужна, как выбрать? О детских велосипедах – таких, для малышей, с ручкой – мои представления тоже весьма туманны. Что было делать? Конечно, я обратилась за помощью на форум. Спросила у мамочек.

Так я и узнала о беговеле. То есть, я и раньше о нем знала, но одно дело просто знать, другое – слышать реальные отзывы от реальных мам. Мамы писали, что дети просто обожают беговелы, хотят кататься еще и еще. Я в беговел, как ребенок, влюбилась заранее. Он был именно тем, что мне нужно. На всякий случай скажу: беговел – это, по-простому, двухколесный велосипед без педалей. Ребенок отталкивается ножками от земли, задирает их вверх или ставит на специальную ступенечку и едет. Получается, он и бежит, и едет, и на попе при этом сидит.  

Чем это привлекает лично меня:

Во-первых, в отличие от колясок, велосипедов с ручкой, беговелом ребенок управляет сам. В коляске ребенок пассивен, он – пассажир, который просто наблюдает процесс, не выбирая путь. Поездка в коляске – пассивное, безучастное созерцание мира, мелькающего вокруг. Поездка на беговеле – это увлекательнейшее приключение. Ребенок – водитель, он управляет транспортом сам. Он выбирает путь: объехать камушек или проехать по нему? Обогнуть упавший листочек справа или слева? Проехать по бордюру или рядом? Ехать следом за мамой или чуть обогнать? Как ехать так, чтобы все время оставаться под маминым зонтиком, если на улице дождь? Как объехать лужу? Или, может, вовсе не объезжать, а проехаться по ней весело, с брызгами? Как захватывающе интересен становится для ребенка этот процесс, в котором он сам решает, сам выбирает, пробует, сталкивается с последствиями (ножки в луже промокли, листик прилип к колесу), делает выводы. Мамы двухлеток знают, как важно малышу делать что-то самостоятельно. Категоричное «я сам!» звучит в каждом доме, и беговел здесь оказывается просто заветной мечтой, отвечающей потребности ребенка быть «как взрослый» – независимым, автономным. Пробовать себя, приобретать опыт. Сейчас уже все знают, насколько важны первые годы. Казалось бы, пассажир, водитель – какая разница, как гулять? А что, если посмотреть на это глобально: в целой жизни, на своем большом пути этот человек, который сейчас ребенок, он будет пассажиром или водителем? Будет ли его просто нести течением, или он умеет сам выбирать путь?

Второй аспект, который для меня не менее важен – физическая активность. Недвижимые дети, засыпающие на прогулках в своих колясках, дети, которым не разрешено забираться высоко по лестнице на площадке (упадешь!), дети, которые не прыгают, не бегают как угорелые, не падают, не скачут вниз головой с горки и прочее – это история не про нас. Ю.Б.Гиппенрейтер писала об эксперименте, в котором взрослый, хорошо подготовленный физически человек повторял все движения ребенка на прогулке. Взрослый выдохся раньше ребенка – он уже не мог продолжать, а ребенок еще был активен и весел. У малышей много энергии, они хотят двигаться, им это необходимо. Мы и так ограничиваем наших детей пространством квартиры, пристегиваем их к автомобильным креслам – наши дети не имеют уже столько возможности на физическую активность, сколько было еще ее пару поколений назад в деревнях наших бабушек. Коляска – продолжение той же истории, ограничивающей активность. На беговеле ребенок бежит, отталкивается ногами, садится, встает, нажимает на руль, чтобы повернуть – чем не зарядка?

Третья причина приобрести беговел – развитие координации. Ребенок не только двигается, он учится управлять своим тело учиться кататься на велосипеде – нужно «запомнить», какое движение ногой, какое положение тела удержит вас на воде, на велосипеде, не даст упасть. Как сохранить равновесие, как повернуть. Малыш постигает новые способности своего тела, он в ладу с ним, что в современном гиподинамичном мире бывает, к сожалению, даже не у каждого взрослого. Удивительно при этом, как быстро ребенок осваивает беговел. Об этом мне на форуме писали все мамы, и я сама теперь подтверждаю. Сначала Майя бегала стоя, через пару дней стала садиться, через неделю поднимать на ходу ножки и маневрировать, через две она уже была настоящим гонщиком. Сейчас Майя разгоняется до скорости ветра, катается с гор, выписывает зигзаги. Трехколесный велосипед нам уже точно никогда не понадобится.

В-четвертых, беговел очень легкий. Он удобный, маневренный. На нем ребенок может ехать быстро, легко поворачивать. Он не сравним с машинками-каталками или трехколесными велосипедами. И он – не тяжелый. Его очень легко нести в одной руке, держа ребенка за другую, если на пути вам попалась лестница, или вы вошли в транспорт.

Еще одна, пятая причина всплыла неожиданно. За месяц поездок на работу и обратно на беговеле моя дочка научилась вести себя на дороге. Она знает, что означают цвета светофора, некоторые знаки и «зебра», нарисованная на асфальте. Специально я не учила. Просто предупреждала: «Подожди, красный, сейчас зеленый загорит, и пойдем». Теперь она мне сама это все говорит. Если ребенок в коляске, каждый раз всего этого мама говорить не будет. Просто повезет тогда, когда нужно. И ребенок лишится возможности посмотреть на то, что вокруг, проанализировать ситуацию, сделать вывод, что-то запомнить, быть «как взрослый». Если ребенка ведут за руку через дорогу, то шансов выучить пдд уже больше. Но все же ребенок, идущий за руку с мамой, больше находится под контролем, чем ребенок, едущий рядом с мамой на беговеле. Психологически это порой трудновато, приходится полностью ему доверять, и быть совершенно точно уверенной, что перед дорогой он сейчас сам остановится, потому что горит красный, или потому, что мама еще идет позади, и нужно ее дождаться. Это, пожалуй, единственный «минус» беговела, если можно назвать минусом появившийся повод учиться доверять своему ребенку. Ах, нет, есть еще один минус, с которым столкнулась лично я. Это прохожие. Не все. Только те, которые сумасшедшие. Которые стремятся преградить путь ребенку, схватить его, чтобы уберечь от опасности, существующей только в их голове. Пассажиры общественного транспорта, которые забыв спросить, нужна ли мне помощь, выхватывают беговел из рук, вызывая тем самым у дочки бурю гнева (весьма справедливого, кстати). Когда носишь ребенка в слинге или несешь на руках, или даже ведешь за руку, он – при тебе, сумасшедшие люди где-то далеко, не представляют опасности. Чем больше свободы даешь ребенку, тем больше у него контакта с окружающим миром, который кишит сумасшедшими. Но это тоже данность, с которой необходимо смириться. В общем, беговел не имеет минусов, зато плюсов у него – миллион. Поясню на всякий случай: я беговелы не продаю, процентов с продаж не имею, никаких отношений с производителями и продавцами беговелов у меня нет. Я просто мама, которая хочет поделиться опытом приобретения совершенно фантастической вещи.

Теперь несколько советов из этого опыта:

1) Подойдите к покупке серьезно. Не покупайте в магазине первый попавший. Изучите рынок. Просмотрите российские и зарубежные интернет-магазины.

2) Еще более серьезно отнеситесь к размеру. Очень важна высота сиденья – беговел нельзя покупать на вырост. Ребенок должен доставать ножками до пола так, чтобы ножки были согнуты. Необходимо измерить длину ноги и отнять 3 см на сгиб. Для верности можно взять коробку такой же высоты и посадить на нее ребенка как на лошадку – так он будет сидеть на беговеле. Этот способ посоветовала мне подруга, мы делали именно так.

3) Сразу покупайте шлем, наколенники, налокотники. Ребенок, который учится, обязательно хотя бы раз упадет. Майя падала миллион раз несильно, и дважды – вполне прилично. Это был громкий звук удара шлема об асфальт. Страшно подумать, что было бы, если б она была без шлема.

4) Еще один совет от той же подруги – не берите беговел «попробовать на пару недель». Ребенок не будет кататься. Он должен быть именно ваш, стоять у вас дома какое-то время, подходить только вашему ребенку по размеру и т.д. Возьмете чужой беговел на улицу пару раз – ребенок не проявит должного интереса, вернете обратно и так не вкусите беговельного счастья. Многие дети «вкуривают» беговел далеко не сразу. Зато потом – не оторвать.

5) Не обязательно покупать беговел в весну. Если вы приобретете его зимой, ребенок будет осваивать беговел дома, учиться держать равновесие, отталкиваться ногами. К весне у вас будет уже почти ас, и до профессиональной езды нужно будет несколько раз выйти на улицу.

Анна Жулидова

В статье использованы фотографии с беговеловстречи, устроенной семейным клубом "Улитка" в августе 2012 г.

Фотограф Юлия Тимирханова (http://vk.com/timirckanova)


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!