Отличный детский сад? Часть 2 - помещение, прогулки, питание

Рубрика:
Вопросы воспитания, образования и развития

Мы продолжаем публиковать перечень основных требований, предъявляемых к детским садам. К вопросу выбора детского сада необходимо подходить очень серьезно и сильно заранее - в связи с недостатком мест. Из федеральных законов и постановлений мы выбрали самые важные статьи - познакомившись с ними, можно понять, насколько руководство выбранного вами учреждения ответственно и честно.

 

Часть 3. Помещения для садика, какие требования к ним предъявляются

 Полностью прочитать их можно в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" - http://www.rg.ru/2010/09/08/trebovaniya-dok.html

Выделим основные пункты, на которые стоит обратить внимание при осмотре детского садика.

1. Статья 1.13. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, а также оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с образовательной деятельностью.

2. Статья 1.6. Длительность пребывания детей в дошкольных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон: до 3 - 4 часов без организации питания и сна;  до 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи; более 5 часов - с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3 - 4 часа в зависимости от возраста детей.

3. Статья 1.10. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из их предельной наполняемости:

- для ясельного возраста: от 2 месяцев до 1 года - не более 10 человек; от 1 года до 3 лет - не более 15 человек; при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 человек;

- для дошкольного возраста: для детей 3 - 7 лет - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек); разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 - 7 лет) - не более 10 человек; при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек).

4. Статья 4.1. Допускается размещение дошкольных организаций во встроенных в жилые дома помещениях, вместимостью до 80 мест, и во встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам (или пристроенных), вместимостью до 150 мест.

5. Статья 4.10. Площади групповой зоны (для игр, занятий и приема пищи детьми) - из расчета не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах без учета мебели и ее расстановки;

6. Статья 4.19. Для занятий с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение.

7. Статья 5.1. Стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию

8. Статья 5.5. Допускается покрытие полов синтетическими полимерными материалами, безвредными для здоровья детей и допускающими обработку влажным способом и дезинфекцию.

9. Статья 6.7. Для детей 1,5 - 3 лет в групповых следует предусмотреть спортивный уголок.

10. Статья 6.10. В дошкольных организациях используют игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

11. Статья 6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

12. Статья 8.7. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.

13. Статья 12.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные организации только при наличии справки участкового врача-педиатра

14. Статья 12.5. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой

15. Статья 12.14. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы (занятий).

16. Статья 12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня).

17. Статья 12.21. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.

18. Статья 13.5. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет: в младшей группе - 15 мин., в средней группе - 20 мин., в старшей группе - 25 мин., в подготовительной группе - 30 мин.

19. Статья 13.6. Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

20. Статья 18.1. Все помещения убирают влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, подоконники, радиаторы и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткую мебель и др.). Влажную уборку в спальнях проводят после ночного и дневного сна, в групповых - после каждого приема пищи.

21. Статья 18.4. Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выколачивают на специально отведенных для этого площадках, затем чистят влажной щеткой.

22. Статья 18.14. Игрушки моют или стирают ежедневно в конце дня, а в ясельных группах - 2 раза в день.

23. Статья 18.17. Смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируют.

24. Статья 20.2. Каждый работник дошкольных организаций должен иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Соблюдение норм СанПина – обязательное условие для всех детских учреждений, даже тех, кто не имеет лицензию на образование, А вот выполняются ли они -- сказать трудно. Но, в любом случае,  нам как родителям, полезно знать,  что мы имеем право требовать от места, где наш ребенок проводит большую часть своего времени. 

 

Часть 4. Территория для прогулки.

 1. Статья 2.2. Здания дошкольных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха согласно требованиям санитарных правил и нормативов. От границы участка дошкольной организации до проезда должно быть не менее 25 м.

2. Статья 3.1. Территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений. Высота ограждения регламентируется положением СН 441-72 и составляет для детских садов 1,6 м

3. Статья 3.3. Территория дошкольной организации должна иметь наружное электрическое освещение.

4. Статья 3.5. Групповые площадки - индивидуальные для каждой группы из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 кв.м на 1 ребенка дошкольного возраста

5. Статья 3.9. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка.

6. Статья 3.13. Ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками или полимерными пленками, тентами или другими защитными приспособлениями).

7. Статья 3.18. Уборку территории следует проводить ежедневно: утром за 1 - 2 часа до прихода детей и по мере загрязнения территории

Большинство садиков эти требования просто не выполняют. Территория для прогулки располагается около дорог. Ограждения не могут обеспечить безопасность, через них вполне может перелезть двухлетний ребенок.. Навеса от солнца и дождя нет, и укрытий для песочниц. У меня перед глазами пример садика, где детки (группа около 15 человек) гуляют на пяточке в 20 кв. м., ограждение высотой 50 см, дорога в 2 м от площадки.   Часть 5. Питание.

 1. Статья 16.2. Питание должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии. В специализированных дошкольных организациях и группах для детей с хроническими заболеваниями (пищевая аллергия, часто болеющие дети) питание детей должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей.

Приложение 5. Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей в дошкольных организациях: любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления, а также принесенные из дома и не имеющие документов, подтверждающих их качество и безопасность (в том числе при организации праздничных мероприятий, праздновании дней рождения и т.п.)

Согласно этим двум пунктам ребенок, который страдает пищевой аллергией, не может находиться в обычном садике. Для таких деток существуют специальные сады. Вот только количество мест в «садикax-здоровья» на порядок меньше, чем детей, которые сейчас страдают от аллергии. По закону готовить отдельно садик не имеет право, приносить еду из дома родители тоже не могут. Остаются два варианта: или ребенку просто не дают запрещенные продукты, и тогда он может оставаться полуголодным, особенно, если такой список велик. Или негласно договариваются с администрацией и поварами о приготовлении «особых» блюд. Но не во всех садиках на это идут, так как во время проверки уделяют особое внимание именно работе кухни. Об организации питания для детей-аллергиков мы уже писали (http://bebinca.ru/blog/?p=7913).

2. Статья 16.11. Ежедневно в меню должны быть включены: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыбу, сыр, яйцо и другие) - 2 - 3 раза в неделю.

3. Статья 16.14. В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в питании детей круглогодично используют пищевые продукты, обогащенные микронутриентами, в том числе быстрорастворимые витаминизированные напитки.  Должна проводиться круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд или их обогащение витаминно-минеральными комплексами.

От дополнительной витаминизации через напитки можно отказаться, оформив официальный отказ от этих продуктов.

4. Статья 16.16. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

Садик не поддерживает преемственность в питании семьи – по логике властей, все должно быть наоборот. Поэтому, если вы вегетарианцы, то поддержку от администрации детского сада официально вы не получите. Отличный детский сад? Часть 1 Отличный детский сад? Часть 3 Ольга Утина      


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!