«Папа, мама – давайте дружить!»

Рубрика:
Вопросы воспитания, образования и развития

Безродных Алёна Игоревна, воспитатель детского сада № 131 города Самары, расскажет об авторитете родителей – ложном и истинном. Подробно рассмотрит их особенности, влияние, которое оказывает на детей то или иное поведение мамы и папы. Что если послушание детей родители получают с помощью подарков? Какой ребенок растет в такой семье? А нужно ли родителям слишком часто хвалить своего малыша и оберегать от любых трудностей?

Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка. Авторитет – одно из важнейших условий семейного воспитания. Если родители – люди добрые, отзывчивые, то такая семья положительно влияет на воспитание детей. Но как завоевать авторитет у ребенка, знают далеко на все. Родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии друзей, детей. Психологи обнаруживают, что критика вызывает обиду, напряженность в отношениях, ведет к конфликтам, срывам. Родители должны четко понимать, что авторитет держится на поддержке уважения друг к другу. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного авторитета родителей. Самым распространенным видом Макаренко считал авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, оберегают от любых трудностей. Такая обстановка создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается. Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. Дети командуют родителями, упрямятся, капризничают, требуют недозволенного. Дети этих видов воспитания трудно входят в детский коллектив. Противоположным видом семейного воспитания является авторитет подавления. В такой семье часто наказывают ребенка, не дают взрослые развернуться детским возможностям. При непослушании взрослые кричат, раздражаются на ребенка. Естественно, что вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок. Педагогический такт заключается в умении установить с ребенком деловые и эмоциональные контакты. К сожалению, родители допускают грубость, нетерпимость. Разновидностью ложного авторитета – это авторитет педантизма. В такой семье родители, стремясь сохранить дистанцию между собой и ребенком, разговаривают с ним сухо, скучно. В результате вырастает безвольный, несамостоятельный человек. Весьма распространен в последнее годы авторитет чванства. В подобных семьях гордятся не тем, что умеют, а тем, что имеют. В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, расчетливыми дельцами и бездельниками. Другой разновидностью ложного авторитета – авторитет подкупа. Послушание детей родители покупают у ребенка с помощью подарков. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что–то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу. Встречаются семьи, где отсутствует единство требований со стороны взрослых. Например, мягкая, всепрощающая мать и суровый отец. Ребенок вынужден лавировать между матерью и отцом, приспосабливаться к каждому из них. Свою статью хочется закончить словами Макаренко: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Безродных А.И.


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!