Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью театрализованных игр

Рубрика:
Вопросы воспитания, образования и развития

Последние исследования психологов показали, что успешность в огромной степени зависит от эмоционального интеллекта человека. Именно те дети, родители которых серьёзно занимались их эмоциональным воспитанием, лучше успевали в школе, были более благополучны и здоровы физически, они отлично ладят со своими друзьями. А потом становятся счастливыми, преуспевающими людьми.

Дети и театр

«За последнее десятилетие учёные выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справиться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. у детей, которые получают большую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлётами и падениями в своей жизни» — пишут авторы книги «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей» Д. Готтман и Д. Деклер.

Эмоциональный интеллект включает в себя:

  • самосознание;
  • контроль импульсивности;
  • уверенность;
  • самомотивацию;
  • оптимизм;
  • коммуникативные навыки;
  • умение эффективно выстраивать социальные взаимоотношения.

Возможно, одним из самых простых и эффективных способов развить эмоциональный интеллект являются именно театрализованные игры. И если доверительные беседы с детьми не всегда возможны в силу разных причин, то игра снимает эмоциональные зажимы, позволяет раскрыть и заново прожить яркие чувства или заранее подготовиться к тем непростым эмоциям, с которыми ребёнок ещё не сталкивался.

Чем старше становится дошкольник, тем сложнее и многообразнее гамма его чувств. Управлять эмоциями малыши не могут, а это нередко приводит к импульсивности поведения и осложнениям в общении.

Рассмотрим возрастные периоды подробнее.

Дети 2-3 лет негативно воспринимают авторитарные распоряжения родителя или воспитателя, поэтому необходимо использовать множество игровых приёмов. Наиболее эффективна сюжетно-ролевая игра с куклой. Можно выбрать противоположные эмоции: одну (например, вредность) изображает кукла взрослого, а другую (доброжелательность) - ребёнок. А затем неплохо поменяться ролями.

Маша кушает кашу

Дети 4-5 лет уже способны научиться конкретным способам преодоления своих эмоций, объяснить базовые эмоции. Дети более сдержанны и могут скрыть страх, слёзы, агрессию. Но появляются и сложные чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть, стыд и т.д.

Кроме того, ребёнок часто сам переходит от игры для себя к игре, ориентированной на зрителя. Так, постепенно, происходит естественный переход к театрализованной игре.

В этот период, возможно, особенно интересны будут короткие игровые этюды, которые можно проводить в качестве физминуток.

Мимика ребенка

В 5-7 лет для дошкольника становятся значимыми именно доброжелательные отношения. Дети уже знают, как проявлять внимание, отзывчивость, и часто применяют эти знания, неплохо используя экспрессивные формы выражения эмоций: интонацию, мимику.

Чем больше существует ситуаций различных типов, знакомых ребёнку, тем "разумнее" его эмоции. Поэтому наша задача на этом этапе давать как можно больше сложных ситуативных задач, которые можно разыграть на сцене с помощью небольших спектаклей.

Спекактль

Воспитатели, работая над развитием эмоционального интеллекта, отмечают, что в группах уменьшается конфликтность среди детей. Дошкольники свободно различают и называют эмоции, умело выражают их с помощью слов, жестов и мимики, видят связь между настроением и поведением.

Родители, которые занимаются развитием эмоционального интеллекта в семье, видят, что дети становятся более здоровыми, благополучными. У них меньше проблем с поведением и они быстрее восстанавливаются после тяжёлых переживаний и стрессов. Такие дети отлично подготовлены к жизненным рискам и проблемам.

Ольга Кузнецова

Источник: Мир театра



Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!