Татьяна Аникина: «Поддерживайте своих детей и не препятствуйте их интересам»
18 сентября в «МТЛ Арена» отгремел концерт «Поколение М: BLOG&VOICE» от проекта МТС «Поколение М» и столичного продюсерского центра «Эколь». Полный зал, взрывающийся танцпол — в числе зрителей в основном школьники, что, впрочем, не удивительно, ведь на сцене зажигали их кумиры-сверстники. Мы пообщались с продюсером, генеральным директором центра «Эколь» Татьяной Аникиной и ее звездными «подопечными» — Софией Федоровой и Акмалем Ходжаниязовым о творческом потенциале детей, роли родителей и реальных кейсах. А у Евгении Миллер — руководителя по развитию проекта МТС «Поколение М» — узнали более подробно про проект, давший старт уже не одному десятку талантливых ребят со всей страны.
Татьяна, с какого возраста стоит начинать творческое развитие детей?
Татьяна. Если мы говорим про серьезные, профессиональные занятия, то я рекомендую начинать с 5 лет. В этом возрасте у детей уже выработана определенная дисциплина с ними можно полноценно работать. До 5 лет можно посещать музыкальные и танцевальные кружки, причем чем раньше, тем лучше. Я вообще за любые творческие занятия помимо детского сада, потому что это общение, работа в команде, выстраивание фундамента для дальнейшей более серьезной работы. Если судить по деткам, которые приходят ко мне в продюссерский центр, то могу сказать, что при прослушивании сразу видно — занимался ли ребенок чем-то ранее или пришел с абсолютно нулевым опытом.
София, Акмаль, а со скольки лет вы начали свой творческий путь?
София. С самого раннего детства. В 2 года и 8 месяцев я уже стояла на сцене, участвовала в конкурсе. Сколько себя помню, я всегда с микрофоном в руках.
Акмаль. Профессионально занимаюсь музыкой год — вокал, фортепиано, сольфеджио, эти возможности открыл для меня благотворительные проект «Поколение М», но пою с самого раннего детства.
Татьяна, а как родителям выявлять творческие способности детей?
Татьяна. Любой человек, даже самый маленький — это личность, и задача родителей — эту личность развить, разглядеть интересы и таланты. Другой вопрос, что в силу занятости, нехватки времени, отсутствия желания мамам и папам это не всегда удается. Я, например, все детство была погружена в творчество, мне это очень нравилось, но когда встал вопрос о том, куда поступать, мама сказала: «Пойдешь в медицину». Зачем я поступила в мед я не понимаю до сих пор, потому что всю учебу протанцевала, проставила какие-то номера… Если бы мама в свое время меня подтолкнула в нужную сторону, разглядев режиссерский талант, я была бы благодарна ей вдвойне — мне не пришлось бы делать крюк в творчество через медицину. Поэтому я родителям рекомендую максимально опробовать таланты своего ребенка — походить и на музыку, и на вокал, танцы, живопись и т.д. Дальше ребенок уже сам зацепится за то, что ему ближе. Если есть возможность можно привлечь специалистов. Так, например, у нас в продюсерском центре есть самые разные направления, мы сразу видим, куда стоит направить потенциал. Недавно мама привела сына, пожаловалась, что не усидчивый, плохо учится в школе, а мы видим, что это идеальный кандидат на наше актерское направление.
А если родители видят, что у ребенка есть творческие способности к чему-то, но ему самому это не интересно, стоит ли заставлять?
Татьяна. Да, это, к сожалению, частая история, которую мы называем «ленивый артист». Когда родители видят потенциал ребенка, готовы заниматься с ним, вкладывать деньги, но ему самому это не интересно, он хочет играть с друзьями. Если вы понимаете, что это того стоит, следует проявить настойчивость — объяснять, мотивировать. Можно искать компромиссы. Например, договориться с ребенком, что еще полгода занятий станут решающими. Пойдет, понравится — отлично, ну а нет, значит можно будет закончить. Нужно постараться удержать ребенка в выбранном направлении какой-то период. Особенно когда речь идет о подростках — у них вообще все очень быстро меняется. Но нельзя давить — это бесполезно. Пускать на самотек, полагая, что чадо нагуляется и само придет к верному решению тоже опасно. Улица, друзья — все это очень быстро расслабляет и затягивает.
Татьяна, наверняка бывают ситуации, когда творческий ребенок делает успехи, развивается в выбранном направлении, но при этом проседает его учеба в школе. Как быть в этом случае?
Татьяна. Мотивировать. Со своими ребятами я всегда работают через мотивацию. У нас много гастролей, которые дети обожают, а чтобы ехать нужно, чтобы не было хвостов в школе. Вообще в работе с детьми и подростками мотивация — это ключевой момент. Все держится на ней.
А насколько реально добиться серьезных творческих успехов без финансовой поддержки, возможности заниматься в продюсерском центре или прочих стартовых учреждениях?
Татьяна. Если у родителей есть возможность, они могут сами быть продюсерами своих детей — помогать делать записи, выкладывать в соцсети, принимать участие в конкурсах. Маленьким детям без помощи взрослых не обойтись. А вот подростки нередко пробиваются сами — сейчас, в век интернет-технологий, это вполне реально. К тому же есть проекты, дающие талантливым детям хороший старт. Яркий пример — благотворительный проект «Поколение М», который для многих ребят стал отличной ступенькой в будущее. И я очень рада, что когда-то начала с ним сотрудничать.
Когда творческие люди добиваются ощутимого успеха, следом, как правило, приходит так называемая «звездная болезнь». Ей нередко не могут противостоять взрослые, что уж говорить про детей. Как родители могут помочь своим детям с этим «недугом» справиться?
Татьяна. К сожалению, все так — без «звездной болезни» в нашей работе не обходится. На том или ином этапе она все равно появляется. От успеха крыша едет. Родителям надо быть к этому готовыми, этот момент придется просто переждать. И держать руку на пульсе, не поощряя и не подогревая поведение зазвездившегося ребенка. Потому что «звездная болезнь» может завести куда угодно.
Нередко ребята, добившиеся определенных успехов в творчестве, сталкиваются с завистью со стороны сверстников, которая выливается в негатив. Как помочь ребенку адаптироваться к такой среде, чтобы она была для него минимально травматичной?
Татьяна. Если успех пришел быстро, то стоит рассмотреть вариант перехода в другую школу. Там изначально будут воспринимать ребенка тем, кем он в класс придет. Когда же дети сидели за одной партой, ничем особенным не отличались, и вдруг один из них стал известен на всю страну, вот здесь и рождается зависть. Но главный совет — этот период просто пережить. Задача родителей при этом максимально сглаживать ситуацию — объяснять, что ко мнению одноклассников стоит относиться проще. Ребенку все-таки придется самому налаживать коммуникации со сверстниками. Но хочу отметить, что многие творческие дети по своей натуре одиночки. Они самодостаточны и не особо привязаны к коллективу и его мнению.
Акмаль. В своей нынешней школе я учусь с 4 класса, т.е. мои одноклассники знали меня еще до проекта «Голос.Дети». Я не считаю, что с тех пор я сильно изменился, но отношение ко мне изменилось. Не в лучшую сторону. Круг общения теперь другой. Но есть и несколько старых друзей. Я разделяю конструктивную критику, к которой отношусь положительно, потому что она способна помочь мне делать что-то лучше, и просто негатив, который я стараюсь просто не замечать.
София. До проекта «Голос.Дети» в школе у меня было больше друзей. Сейчас же осталось лишь несколько человек, с которыми я хорошо общаюсь. Но я считаю, что таким образом от меня просто отваливаются ненужные люди. Они не мои, если мой успех рождает у них негативные эмоции. Школу менять не планирую, потому что не хочу бегать от ребят и понимаю, что такое отношение будет везде. Я просто принимаю это, потому что выбрала для себя этот путь. Справляться с негативом и плохим настроением мне помогают музыка и творчество.
Татьяна, если бы вы могли дать родителям творческих деток только один совет, каким бы он был?
Татьяна. Поддерживать своих детей и не препятствовать их интересам.
Акмаль, София, а вы что бы посоветовали своим сверстникам, которые еще только в начале своего творческого пути?
Акмаль. Больше работать, жить своим делом — только так можно добиться успеха.
София. Верить в себя и никогда не сдаваться.
Евгения, сегодня во время беседы не раз звучала информация про благотворительный проект МТС «Поколение М». Он всероссийский, в нем принимают участие тысячи детей со всей России. Заметны ли на общем фоне таланты из Самарской области, есть ли какие-то громкие успехи у наших ребят?
Евгения. Самарская область — это регион очень одаренных детей. Мы это видим, когда подводим итоги того или иного конкурса. Например, в этом сезоне у нас из вашей области аж семь победителей абсолютно в разных творческих направлениях. Есть и очень яркие истории успеха. Так, например, два года назад самарчанка Анастасия Ситдикова победила в номинации Fashion, в качестве приза отправилась на стажировку в столицу к известному дизайнеру Игорю Гуляеву, отшила собственную коллекцию и показала ее на «Неделе моды в Москве». Сейчас она учится на дизайнера одежды в Санкт-Петербурге. В этом году два школьника из Самары, Сергей Калягин и София Малышева, стали победителями конкурса и получили возможность выставить свои работы в Государственной Третьяковской галерее.
Поколение М — это онлайн-проект, однако в Самарскую область вы привезли, так сказать, оффлайн-концерт. С какой целью это сделано?
Евгения. При всей нашей любви к интернету мы понимаем, что ничто не может заменить живого общения ребят со своими кумирами-сверстниками и их наставниками. Именно поэтому каждый год мы привозим в Самару разные мероприятия.
Евгения, а в чем благотворительная составляющая проекта «Поколение М»?
Евгения. Наша благотворительная механика в своем роде уникальна — каждое действие, будь то лайк, репост или комментарий, на онлайн-площадках проекта, сайте и в социальных сетях, приравнивается к одному рублю и конвертируется в реальные деньги, которые потом мы направляем на помощь тяжело больным детям. На главной странице сайта есть Счетчик добра, на котором отображается количество набранных баллов.
Беседовала Микаэла Царевская
Фото предоставлены компанией МТС
Расскажите своим друзьям