Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы, школы в Самаре
Продолжаем цикл публикаций об альтернативных методиках школьного образования. В прошлый раз мы рассказали про систему Жохова и ее реализацию в Самаре, сегодня поговорим о вальдорфской педагогике.
- Истоки вальдорфской педагогики
- Особенности обучения
- Отзывы учеников и родителей
- Семейная инициатива «Солнечная река», или история о том, как родители сами стали учителями для своих детей
Истоки вальдорфской педагогики
Она основывается на учении австрийского доктора философии Рудольфа Штайнера, основоположника антропософии и антропософского движения. Впервые школа по его методике была открыта в Германии, в Штутгарте, в 1919 году по просьбе Эмиля Мольта, владельца и управляющего сигаретной фабрикой «Вальдорф-Астория». Отсюда и название методики. В настоящее время в 64 странах мира работает более тысячи школ и детских садов по вальдорфской методике. В Самаре среднеобразовательная вальдорфская школа была основана в 1991 году. Кроме того, с 2009 года в областной столице существует семейная вальдорфская инициатива «Солнечная река», где дети также обучаются по данной методике.
Особенности обучения
Вальдорфская педагогика ориентирована на индивидуальные особенности ребенка. Немаловажно, чтобы детям обучение было интересно, они должны быть вовлечены в процесс. Теоретические знания, согласно методике, должны обязательно реализовываться на практике. Цель вальдорфской педагогики — мировоззренческое, социальное и профессиональное самоопределение каждого отдельного ребенка, как личности, в контексте осознания своей индивидуальной свободы и ответственности.
У каждого класса есть специально подготовленный учитель, который ведет основные уроки у детей с 1 по 8 класс. Оценки не ставятся до 9 класса. Преподавание проходит эпохами. Эпохи — это периоды обучения в 3-4 недели, когда каждый день первый сдвоенный урок посвящен одному и тому же предмету. Обучение организовано без учебников, их заменяют рабочие тетради.
Эпоха строительства
В Вальдорфской школе большое внимание уделяется рукоделию. Дети вяжут, вышивают, выжигают, лепят, рисуют, работают с шерстью. А еще играют на флейте и других инструментах, поют и ставят спектакли. Родители активно участвуют в жизни школы: в спектаклях, концертах, мастерских и ярмарках.
Отзывы учеников и родителей
Чтобы проникнуться атмосферой школы, я вместе со своими детьми отправилась на одну из рождественских ярмарок, организованных в Самарской Вальдорфской школе. Там можно было приобрести сувениры ручной работы, сделанные учениками, их учителями и родителями. А также можно было изготовить что-нибудь самим. Например, рождественские свечи и венки, елочные игрушки, куклу-оберег и многое другое. В воздухе смешались запахи дерева, можжевельника, имбирного печенья и шоколада. Мои дети с удовольствием бегали по мастерским, а я в это время общалась с некоторыми мамами, чьи дети учатся или учились здесь. А также встретила основного учителя нынешних второкласников-вальдорфовцев. И вот что они рассказали об учебном процессе, о плюсах и минусах методики, а также рисках.
Ольга Коржевая, мама ученика Самарской Вальдорфской школы. С 2017 года классный учитель
Мне нравится, что подход к обучению детей здесь целостный, всесторонний, основанный на возрастных особенностях развития. Классный учитель учится вместе с детьми, он должен проживать каждый будущий урок, открывать в себе все новые и новые возможности, чтобы преподавание было живым. Дети внимают только живому. Они все чувствуют. У первоклассников очень насыщенный день. После основного урока мы идем на улицу, где проходят подвижные игры. Потом завтрак, затем еще два урока и заключительный урок рассказывания историй. В первом классе это сказки.
Занятия в Самарской вальдорфской школе
Если у учителя светятся глаза, если он сделал открытие и делится им, то и дети отвечают заинтересованностью и вниманием. Обратная связь всегда показывает, насколько хорошо ты подготовился к уроку. В нашем детстве не было таких школ. Однажды я, шутя, «позавидовала» своему старшему сыну, мол, эх, вот бы и мне поучиться в вашей школе! И буквально через пару месяцев мне предложили стать учителем. Так что желания сбываются — я учусь в вальдорфской школе. Педагоги школы обязательно проходят курсы повышения квалификации (или переквалификации, как, например, я), систематически посещают семинары.
Екатерина, мама учеников Самарской Вальдорфской школы
Наше знакомство с вальдорфской педагогикой началось с занятий в детско-родительском центре «Оберег», а затем и посещения вальдорфского детского сада. Там дети жили очень интересной жизнью — играли, слушали и сами ставили сказки, помогали в приготовлении еды — зерно перемолоть, салат на обед приготовить. Гуляли обязательно два раза в день, с воспитателем по уличным совместным играм. Воспитатели очень душевные и любящие, и дети чувствовали себя как дома. За несколько лет, проведенных в садике, нас приглашали в школу на лекции, знакомили с преподавателями и концепцией преподавания. И мы постепенно пришли к решению — отдать ребенка в вальдорфскую школу.
Процесс обучения у них очень интересный и отличается от обычной школы. Они проживают каждый урок, каждую тему. Часто темы изучения на одном предмете, перекликаются с другими уроками. Как в нашей школе учат алфавит? Дети пытаются почувствовать букву. Например, буква «д», твердая: дети топают ногой, чувствуют похожий звук, пытаются руками изобразить данную букву. Только потом рисуют букву восковыми мелками, и в последнюю очередь учатся ее читать. Оценок до девятого класса нет, но классный учитель каждую неделю присылает родителям таблицу успеваемости ребенка по основным предметам. Что он сдал, а что нет. Но и дети сами тоже знают, какие у них долги, над чем им нужно работать. Да, в начале, процесс обучения кажется родителям необычным на фоне собственного школьного опыта. Но как результат — дети проходят то же самое, что и в обычной школе, только намного интереснее и правильнее, в плане развития ребенка на данном этапе. Многие дети пишут к пятому-шестому классу без ошибок.
По ее словам, ученики младшей школы каждый день, в любую погоду после основного урока идут на прогулку.
За 50 минут прогулки они успевают покататься на коньках, лыжах и просто поиграть в совместные игры. У детей есть такие предметы, как рукоделие и ремесла. Они учатся ткать, вязать спицами и крючком, вышивать крестиком, валять тапочки, шить костюмы для своего же спектакля, работать с глиной, ковать металл, плести корзины. Как мальчики, так и девочки. К примеру, научиться вязать очень важно, так как этот процесс формирует волю. Например, ребенок должен к концу года связать шапку. Моя дочь до сих пор с удовольствием ходит в шапке, которую она связала в третьем классе. Так же с первого класса каждый ребенок играет на флейте. А в третьем классе дети сами выбирают музыкальные инструменты, на которых они будут учиться играть следующие несколько лет.
Концерт «Бенефис флейты», посвященный 25-летию Самарской Вальдорфской школы
Екатерина подчеркнула, что еще одним важным элементом вальдорфской педагогики является вовлеченность родителей в творческую, и не только, жизнь школы — постановка спектаклей, помощь в проведении праздников, участие в походах.
Родители переживают то, чего не было в их школьное время. И учатся многому вместе со своими детьми.
Светлана, мама бывшей ученицы вальдорфской школы. Перевела дочь в обычную школу после четвертого класса
Моя дочь пришла в Вальдорфскую школу из детского сада, работавшего по вальдорфской методике. Я ходила в школу дошкольника и понимала, куда мы идем. Для себя я решила, что в любом случае первые четыре года я бы хотела бережного отношения к ребенку, без оценок, без жесткого подхода, который есть в традиционной школе. А если дальше я увижу, что ребенку и мне, как родителю, все нравится, продолжим учиться и в старшей школе, если нет — переведемся, поскольку важен вопрос уровня знаний, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ и ГИА. И на самом деле, когда дочь доучилась до конца третьего класса, я уже понимала, что мы будем искать другую школу. Для меня уровень знаний по основным предметам был недостаточен. Мы занимались дополнительно русским и математикой, чтобы дочь смогла перейти в обычную школу класс в класс. После четвертого сразу в пятый. Обычно дети, которые переводятся из вальдорфской школы, идут повторно на один год в тот же класс. С адаптацией у нас проблем не было.
Мне очень нравилась, как преподавались история, музыка, окружающий мир. Подвижные игры, выездные эпохи. Но я вижу недостаток методики в том, что люди приходят в основном без педагогического образования. Ведь классный учитель ведет до восьмого класса много предметов. И одному человеку сложно охватить и физику, и математику, и литературу. В учителя идут люди по зову души, но не все справляются. Не все могут поддерживать ежедневный интерес к учебному процессу прежде всего в себе и заражать им детей. А класс большой — 25 человек. Получается чистый эксперимент на детях.
Семейная инициатива «Солнечная река», или история о том, как родители сами стали учителями для своих детей
Семейная инициатива «Солнечная река» — это объединение родителей, выбравших для своих детей семейную форму обучения на основе вальдорфской педагогики. Вот что рассказывают родители о том, почему «Солнечная река» появилась, и как там учатся дети.
Татьяна, мама двоих детей, учащихся 1 и 8 класса «Солнечной реки»
Наша семейная инициатива называется «Солнечная река», потому что рядом с местом обучения протекает река Татьянка. Здесь красиво и солнечно. Место открытое, дачный массив, нет многоэтажек, неподалеку дубовая роща. Мы — родители, которые организовали семейное обучение детей, взяв за основу вальдорфскую методику. Дома, в которых проходит обучение, специально построены на двух дачных участках на средства родителей.
Прядение: педагог занимается рукоделием вместе с учениками
В настоящее время в «Солнечной реке» восемь классов, старший из которых — десятый.
Для того чтобы прийти учиться в первый класс, лучше познакомиться с нами заранее, так как класс набирается не каждый год. Сейчас, например, нет 3 класса. Уровнем знаний учащихся все родители довольны. Учитель не один. Один ведет многое, но не все. И у него всегда есть рядом коллеги и родители, чтобы помочь. И предметников мы можем добавлять по мере необходимости. У нас так: учителя и родители собрались, обсудили, сделали.
Перед первым классом родители обязательно проходят так называемую школу для родителей. Потому что люди должны четко представлять, на что идут. Что будет в программе, в каких классах к чему готовиться, чему уделять внимание. Учителя мы всегда определяем заранее. Минимум за полгода. Иначе у него просто не будет времени подготовиться к процессу. Будущий учитель ведет встречи с будущими первоклассниками и родителями. На данный момент в классах от 4 до 12 детей.
Мама четверых детей Дарья тоже рассказала, почему ее дети учатся в вальдорфских школах, какие плюсы и минусы методики она для себя видит.
В Самарской Вальдорфской школе учится моя старшая дочь. У нее все сложилось очень успешно. В классе много сильных учителей-предметников, уровнем знаний я довольна. Но минус системы все-таки в том, что все зависит от личности учителя, а системы подготовки, по сути, нет. Кто будет учителем становится известно непосредственно перед началом учебного года. В этом смысле в «Солнечной реке», где учатся мои средние сыновья, дело обстоит по-другому — у них кандидатура учителя первого класса известна за год, если не больше, и большинство учителей учатся на периодическом семинаре в Санкт-Петербурге.
Открытый урок по физике в 8 классе
Дарья отметила, что вальдорфская система такова, что если с учителем не повезет, останется только один выход — перевести ребенка в другую школу.
Тем не менее, я выбрала вальдорфскую педагогику для своих детей, потому что меня категорически не устраивает нынешняя система образования, в которой акцент делается исключительно на знаниях. В вальдорфе есть воспитание личности, знания — не самоцель, а средство развития личности. Это реально есть, в обеих школах. К тому же в вальдорфских образовательных учреждениях дети очень много двигаются, как в младших классах, так и в старших. Правильно двигаются, что помогает развивать и тело, и мозг, и все ту же личность. Это удивительно работает.
О том, почему выбрала вальдорфскую систему для своих четверых детей рассказала и Елена
Мой сын учится в 5 классе «Солнечной реки», дочь в 3, старшая дочь — закончила Самарскую Вальдорфскую школу. Младшая — ходит в детский сад «Солнечной реки». Я выбрала вальдорфскую педагогику, потому что это близкое мне мировоззрение, здоровый учебный план и эпохальное преподавание. Потому что в этой системе детям нравится учиться. А «Солнечную реку» выбрала, потому что детство должно максимально проходить на природе, кроме того мне нравится то сообщество людей, с которыми мы вместе воспитываем детей. Минусов для меня нет, мы живем в двух минутах ходьбы, так как специально построили дом рядом с «Солнечной рекой». Недочетов в методике, на мой взгляд, нет.
Вальдорфская педагогика может стать неплохим вариантом для тех, кто готов вместе с ребенком погрузиться в школьную жизнь, творческий процесс, стать частью школы. Ведь школа здесь — это не здание, это люди, объединенные общим мировоззрением, общей смелостью воплощать в жизнь новое и необычное. Необходимо вникнуть в идеи вальдорфской методики, посетить курсы для родителей, и самое главное — приглядеться к будущему основному учителю, поскольку именно от него будет зависеть уровень знаний вашего ребенка. Но в какой-то степени в этом вопросе вальдорфская педагогика мало отличается от традиционной и других альтернативных методик обучения. Личность педагога всегда играет огромную роль в формировании у ребенка интереса к учебному процессу.
Кристина Лысова
Не пропустите все самое важное и интересное! Подпишитесь на нашу рассылку!
Расскажите своим друзьям