Воспитание: Воровство у детей

Рубрика:
Вопросы психологии

Бебинка задает вопросы на такую тему как детское воровство Томе Богатиной (психолог, ведущая игровых развивающих занятий для родителей и детей в центре психоанализа и прикладной психологии и  в семейном клубе «Улитка», создатель проекта «Прогулка» и сообщества «Samara-free lance-mam»). Если вы уже столкнулись с этой проблемой и не знаете как правильно было бы поступить в данном случае, если вы сомневаетесь, нужно ли обратиться к специалистам – читайте нашу статью.

В каком возрасте ребенок может взять чужое и это простительно, а в каком возрасте это перерастает в проблему?

Для более тесного знакомства с темой детского воровства отсылаю вас к статье А. Л. Нелидова и Т.Т. Щелиной (2002) по изучению воровства в онтогенезе детей.

Здесь же, в сокращенном варианте предлагаю родителям ознакомиться с типологией и причинами возникновения проблемы.

Авторами была разработана типология детского воровства – как континуум от психической нормы до пограничных психических расстройств; типы воровства выделялись на основе преобладающих механизмов их возникновения.

1. Воровство как этап в развитии нормативной (от норма) личности. Проявляется в 2,5-6/7 лет в двух вариантах:
Первый (10% обращений) – воровство в рамках игровой деятельности. Ребенок берет чужие вещи, смешивая в игре контексты «свои-чужие игрушки»: осознает кражу именно как игру, ее факт легко признает, но может и скрывать, сожалея о необходимости расставаться с полюбившейся игрушкой.
Второй (15%) – воровство как следствие недостаточно сформированной этической регуляции поведения и сферы удовольствий. Ребенок берет чужие вещи в связи с отсутствием сформированных этических норм в отношении «чужого»: осознает кражу как норму поведения, доволен ею, апелляцию взрослых к «совести» не понимает; этические регуляторы недостаточны и в других сферах деятельности (дружба, учеба).

2. Воровство как расстройство основных механизмов онтогенеза и социализации личности.
- Воровство как следствие давления на личность асоциальной группы сверстников (5%). Ребенок ворует не для себя, а для группы, которая его подчинила. Особенно опасным данный тип воровства становится при психологическом инфантилизме и подчиняемости ребенка. Осознание неэтичности своего поведения и хроническое унижение при необходимости скрывать его формирует тяжелый внутренний конфликт; внешне он проявляется неврастенией, фобиями и в конечном итоге — депрессией.
- Воровство как компенсация фрустрации отдельных значимых потребностей личности (15%). В материале авторов к таковым относились: потребность в повышении самооценки, в признании, в защите, в самореализации, в наличии друзей или потребность в принадлежности к группе; любой из этих смысловых кризисов развития личности в течение 1-3-х лет приводил к появлению у ребенка преневротических расстройств (сниженной самооценки, эмоциональной лабильности, неуверенности и страхам). Воровство же возникает как случайная «находка» ребенка, закрепляется как компенсаторная реакция личности и включается в её мотивационно-смысловую сферу.
- Воровство как гиперкомпенсация кризиса прогрессирующей педагогической запущенности (20%). Возникает во 2-3-м классе и в определенной последовательности. Вначале ребенок дает личностную реакцию на неуспехи в учебе. Далее какое-то время ребенок (обычно — под нажимом взрослых) пытается компенсировать неуспехи интенсификацией учебной деятельности. В отсутствии адекватной медицинской и психолого-педагогической помощи эта компенсация не дает результата. У родителей развивается непринятие ребенка. У самого ребенка возникают пассивно-оборонительные реакции – уход от учебы, протесты и отказ от нее, а затем – неврозы (неврастения, фобии). Мотивация к учебе снижается. Далее процесс идет по механизму педагогической запущенности.
- Воровство как механизм социализации ребенка в асоциальной среде (5%). В данном возрасте возникает в случаях преждевременной (до пубертата) реакций группирования. Ребенок социализируется в «уличной» группе: включается в ее виды деятельности (вначале может быть и не воровство), у него возникают роли в группе, статус и навыки поведения; от группы он получает защиту от неудач, «новую» систему мотивов и ценностей, включая оценку себя как значимой личности. Ребенок защищает (ложью) не только свое воровство, но и всю группу; глух к морали взрослых, выявляет «перевернутую» этику (именно удачное воровство – признак успеха). Особенно тяжелым этот тип воровства становится при готовности самих родителей к воровству (асоциальная семья).

3. Воровство как вариант патохарактерологического развития личности.
- Воровство как патологическое развитие личности в условиях хронического эмоционального отвержения родителей (25%). Совокупность родительских кризисов, их аномальных стилей воспитания, нарушение базовых потребностей ребенка и их компенсация в уличной среде. Эмоциональное отвержение родителями своего ребенка не позволяло им своевременно распознавать данную форму воровства; они «спохватывались» в 8-11 лет детей, то-есть — с опозданием на 3-5 лет, когда дети начинали воровать уже крупные суммы, и у детей появлялись признаки будущей аномальной социализации (предвестники уходов из дома или сами уходы, утрата мотивации к обучению, группирование в «уличной» группе) и начиналось употребление психоактивных веществ (алкоголя, токсических веществ, курения).
- Воровство в связи с формирующейся зависимостью от игр (5% обращений). Начиналось с момента формирования у игры качества сверхценного увлечения: вытеснение других хобби, снижение значимости учебы (пока без снижения успеваемости), изменение круга общения, резкое увеличение времени игр (до нескольких часов в день), «неодолимое» желание возобновить или продолжить игру и нежелание ее завершать. Мотив игры приобретал качество ведущего и смыслообразующего. По материалам авторов данный вариант воровства возникал в 8-9 лет при сопротивлении родителей интересу ребенка к компьютерам и отказе от использования его для развития личности ребенка (в кружках и школах компьютерной грамотности); воровство было осознанным — дети были готовы обсуждать его, но при условии отсутствия критики родителей в адрес увлечения компьютерами.

Как поступить при обнаружении чужой вещи? Что сказать ребенку? Каких слов и эмоций лучше избегать?

Для ответа на данный вопрос мною был проведен небольшой опрос родителей. В нем принимали участие родители у которых есть дети в возрасте от 8 месяцев до 8-9 лет. В опросе принимали участие социально-благополучные семьи. Родителям предлагалось ответить на 2 вопроса (первое, что придет им в голову): 1. Детское воровство — что это? 2. Как вы поступите, если ваш ребенок сделает что-то подобное? Этот простой опрос показал, что родители, отвечая для себя на первый вопрос с легкостью дают ответ и на второй. Обосновывают свои возможные реакции, понятны и причины их возможного поведения. И становится ясно, что нет ничего лучше и в том числе полезнее для конкретного ребенка чем именно искренний, спонтанный быстрый ответ его родителя. Ответ содержащий в себе отношение к проблеме и позицию родителя. Ребенку жить со своими мамой и папой и учиться миру у них, и если они искренние и живые, пусть даже и не всезнающие, ребенок получит свой ответ и будет жить в этой реальности, пока не встретится с иной.  

5 шагов по преодолению воровства

Попробую ответить в шутливо-игривой форме — относитесь к детям как к себе (что, если бы эта проблема была вашей?), постарайтесь понять их поведение и помочь им в решении проблемы, дать нужный своевременный совет. И не забывайте, что малыши учатся многому именно у вас.  - Не воруйте сами, пример заразителен. Не воруйте свободу ребенка, чужие мысли, права.

- Если украли, поразмышляйте над тем, зачем вам это понадобилось, попробуйте себя оправдать. Возможно, на данный момент это единственный для вас приемлемый способ и вам следует чему-то поучиться.

- Постарайтесь не убегать от себя, своих желаний, знайте их. Чтобы вашему телу не пришлось в удобный момент делать это за вас, неосознанно хватая то, чего вам быть может действительно хочется.

- Если все-таки вы украли не раз и не два, и вы не собираетесь делать это своей профессией, уберегите себя от желания своего, или желания кого-либо повесить вам на шею табличку с надписью «я вор, краду регулярно, не подходите ко мне». И если у вас не получается уговорить себя не прихватывать чужого ищите того, кто сможет вам помочь.

- Не бойтесь просить, учитесь этому день ото дня. И возможно вам даже и не придется засовывать руку в карман другого.

В каких случаях, когда следует обращаться к специалисту? Какое поведение должно вызывать тревогу у родителей?

Тревогу у родителей должно вызывать любое новое поведение ребенка.Тревога дает нам шанс увидеть, заметить изменения в ребенке. Хорошо, когда родитель умеет замечать свои тревожные чувства и приступать к их спокойному исследованию. У родителя должно вызывать тревогу когда ребенок ему не знаком, когда непонятны мотивы его поведения, когда родитель что-то пропустил из жизни ребенка и теперь его не узнает, не знает как вести себя с ним. К специалисту обращаются, чтобы увидеть свою проблему со стороны, на приеме у психолога, психиатра у родителей есть возможность получить помощь. Можно обратиться если:  - случай воровства застал вас врасплох, и вы не можете контролировать ваш поток гнева и стыда за поступок ребенка. - если вы испробовали все свои умения, но понимаете что у вас не получается помочь ребенку и себе. - если выясняется, что ребенок ворует уже давно, а вы узнали об этом только вчера. - если вам важнее, что скажут на это посторонние, а наличие такого поведения у ребенка вас беспокоит меньше.

Рекомендую тем, кто хочет не только разумом, но и душой проникнуться темой, непростой фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки», в котором (в том числе) представлена тема детского и взрослого воровства.


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!