Адаптация в детском саду

Рубрика:
Вопросы психологии

«Ура! Нас приняли в садик!» — о таком восклике мечтает почти каждая мама, чей ребенок достиг 3-летнего возраста, а она сама уже с нетерпением ждет своего выхода на работу. Но, не торопитесь — малышу необходима адаптация, в которой вам отведена немаловажная роль.

Мама целует плачущую дочь

Ваш настрой — мотивация малыша

Первое, на что стоит обратить внимание, — это настрой, с которым вы отдаете ребенка в сад. Дети очень чутки к нашему состоянию и мгновенно «считывают» все, что мы чувствуем. Даже без вербального сопровождения. Если мысли молодой мамы текут примерно в таком ключе: «Фух! Наконец-то могу спокойно позавтракать (убраться, принять душ, приготовить обед, привести себя в порядок, сходить в магазин и т.д.), то весьма большая вероятность, что малыш будет стараться всячески восстановить справедливость и вернуть себе маму любыми способами. Способ «заболеть» отлично, кстати  срабатывает: «Хоть неделю, но мама моя!».

Другое дело,  вести его в садик, думая: «Ребенку уже нужно более активное общение со сверстниками, больше эмоций и впечатлений. Необходимо учиться выстраивать отношения с другими детьми: разрешать конфликты, мириться и ругаться, спорить и идти на компромисс. Включаться в групповые игры, уступать место, учиться ждать своей очереди и т.д. Все эти бесценные навыки просто как воздух будут необходимы в школе». И при этом транслировать: «Мама с тобой, мама тебя любит и всегда поддержит».

Несколько шагов к плавной адаптации

Если это возможно, не торопитесь сразу выходить на работу — дайте малышу на адаптацию 1-2 месяца. До выхода в детский сад несколько дней прогуливайтесь возле забора садика, наблюдая за играющими детками. Рассказывайте ребенку, что там происходит, и как там весело и интересно. Понаблюдайте, как воспитатели общаются с детьми — это важно. Если вы уже знаете, в какую группу и к какому воспитателю попадете, можно на прогулке подойти и познакомиться, пообщаться. В это время ваш малыш может познакомиться с ребятами. Первый раз приведите ребенка не больше чем на 2 часа. При этом сами присутствуйте в группе (можно посидеть в раздевалке). Об этом стоит договориться с воспитателем — как правило, идут навстречу. Самая ужасная картина, когда мама утром приводит заплаканного ребенка, а воспитатель буквально «отдирает» его от мамы и силой тащит в группу, успевая на ходу крикнуть перепуганной и растерянной родительнице: «Уходите быстрей, пока не вырвался!». Причем подобную картину я наблюдала неоднократно: оба моих ребенка честно отходили в сад. Я умудрялась договариваться. Все-таки воспитатели — живые люди, и в большинстве своем — тоже мамы. Из любых правил можно сделать исключение. Малыш может все эти два часа просидеть у вас на коленках и наблюдать. Может играть с ребятами и снова подбегать к вам. Это нормально. Возможно, кому-то будет достаточно одного дня такой адаптации, другим потребуется несколько. Далее приводим малыша на два часа и уходим, обещая скоро вернуться. Честно возвращаемся и идем вместе домой. Дальше можно уже ребенка оставлять до обеда. Затем и на дневной сон.

Выходные по средам

Если ребенок тяжело адаптируется, сложно привыкает к ранним подъемам, начинает болеть, то применяем хорошую рекомендацию от врачей и психологов — первый месяц не ходим в садик по средам. Такая схема хороша для неокрепшей нервной системы и иммунитета. Будим ребенка в понедельник и говорим: «Завтра последний день в саду». Во вторник: «Завтра выходной». В среду отсыпаемся, проводим вместе много времени, должно быть много «обнимашек» и «целовашек». В четверг утром текст похожий: «Завтра последний день». Пятница: «Завтра выходной». То есть, никакого насилия! Если в саду ребенку нравится, то он, скорее всего, сам отменит себе эти «выходные по средам». О них, кстати, тоже приходится с воспитателем или заведующей договариваться. Со мной не спорили, поскольку я говорила очень серьезно: «Нам так рекомендовал врач в поликлинике».

Любовь, забота и комфорт!

Вся одежда ребенка должна удобно надеваться и сниматься, чтобы ребенок не чувствовал себя более неумелым, чем остальные. Поэтому никаких мелких пуговичек и шнурочков. Наше спасение — это липучки и крупные кнопки.

И последнее (хотя, конечно, далеко не последнее) — каждый раз, забирая малыша из садика, искренне радуйтесь встрече и с интересом расспрашивайте, как он провел день: для него это очень важно.

Светлана Гордон, семейный психолог


Дорогие читатели, давайте пообщаемся: расскажите, как у вас проходила адаптация в детском саду, на что вы обращали внимание, или, возможно, у вас даже есть свои «рецепты» безболезненного выхода в сад. Пишите в комментариях, возможно, ваш опыт будет кому-то очень полезен!



Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!