Адаптация в школе

Рубрика:
Вопросы психологии

Перед каждым родителем первоклассника стоит главный вопрос: как сделать так, чтобы для ребенка школа стала тем местом, куда хочется приходить каждый день. Немаловажную роль играет адаптация, о которой мы сегодня и расскажем. 

Адаптация в школе имеет много общего с адаптацией в детскому саду. Время пребывания первоклассников в школьных стенах увеличивается постепенно, на первых порах их расписание ограничивается тремя-четырьмя уроками, а заданий на дом вообще не задают. В этот период происходит все самое главное:

 выстраивание взаимоотношений между учителем и учениками;
 установление новых контактов и возникновение дружбы с одноклассниками;
 знакомство с правилами поведения внутри школы;
 смена режима (чередование уроков и перемен);
 появление новых обязанностей (собрать портфель, пенал, ведение дневника и др.);
 столкновение с системой оценивания.

Как протекает адаптация?

Школьница

Период адаптации особенно остро заметен в первые три месяца и завершается к концу учебного года. Дети переживают это время по-разному: начинают болеть, проявлять негативизм в отношениях с родными, конфликтовать со сверстниками. В какой-то момент первоклассник может заявить родителям, что больше он в школу никогда не пойдет, причины, как правило, сводятся к следующему: с ним никто не дружит, учитель не обращает на него внимания, он не высыпается и т.д.

Тут маме и папе важно понять, что они должны быть поддержкой для своего ребенка, плечом, на которое он может опереться в трудную минуту. Важно вести с ребенком диалог, говорить о его чувствах и переживаниях. Это легко делать, если мама и папа владеют навыками активного слушания, о котором хорошо пишет в своих книгах Юлия Гиппенрейтер.

Ошибки, которые совершают родители

Мальчик и горы книг

Срочно требуют от первоклассника стать взрослым и серьезным. «Ты уже школьник, а все в песке ковыряешься!» — журит мать семилетку на детской площадке. Статус школьника звучит гордо, но совсем не означает, что, перешагнув порог школы, ребенок прощается с детством.

Делят власть с учителем в стремлении повлиять на школьника. «Марья Ивановна жаловалась на тебя, поэтому сегодня ты не будешь смотреть мультики» — без выяснения подробностей бабушка решает наказать внука. Союз с педагогом может казаться идеальным вариантом, но на деле для ребенка гораздо полезнее, если близкие люди выступают на его стороне. Такая поддержка помогает детям быстрее справиться со стрессом.

Фокусируются на недостатках и недочетах ребенка. Не спорю, это очень приятно и отрадно, когда у твоих детей в прописях выстраиваются стройные буквы, но не стоит в погоне за тщеславием заставлять новоиспеченного школьника до ночи выписывать закорючки и палочки. В противном случае ребенок со временем приобретет не только красивый почерк, но и невротическое расстройство.

Сравнивают успехи своего ребенка с другими. Школьная система прочно связана с оцениванием, справедливость которого не однозначна. Возможно, ваш малыш читает текст хуже всех в классе, но его результат может быть гораздо лучше, чем месяц назад. Сравнение с классом в данном случае не объективно и перечеркивает личный успех ребенка.

Критикуют действия учителя при ребенке. Это верный путь, если вы решили на корню разрушить авторитет педагога. Такого учителя ни один малыш не станет уважать и слушать, к тому же вряд ли проникнется интересом к школе, где работают такие «бездари».

Как помочь школьнику?

Только интерес может удержать ребенка в школе. Никакие угрозы, дисциплина, поощрения не смогут заставить ученика ежедневно высиживать по полдня в том месте, где ему скучно. Роль родителя в этом вопросе сложно переоценить. Обсуждение школьных событий, внимание к учебному материалу, участие вместе с ребенком в школьных конкурсах, совместное создание поделок, решение задач — все это помогает развиться у ребенка интересу к школе.

Выпускник детского сада продолжает оставаться ребенком и ему свойственно все то, что умеют и любят делать дети: играть, шалить, бегать, громко проявлять себя визгами и криками, плакать, злиться. Поэтому надо выделять ему время для прежних увлечений и игр.

Совершать ошибки можно. Взрослым нужно постараться снисходительно относиться к неудачам детей. Ведь те очень радуются, когда родители замечают даже незначительные их успехи и поддерживают, когда они ошибаются.

Даже небольшой успех достоин одобрения. Ласковое слово, объятие, похлопывание по плечу, улыбка — все это очень ценно для ребенка, особенно в трудный период привыкания к школьной жизни.

Ну и самое главное — родителям следует помнить, что гранит науки не стоит грызть любой ценой, иначе можно остаться «без зубов». Все-таки приоритетом должно быть разностороннее развитие личности малыша, его здоровье и счастье.

Екатерина Калинина, психолог


Следите за жизнью Бебинки в социальных сетях: ВКонтактеОдноклассникиФейсбук.



Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!