Как мы были «полиглотами»
Рубрика:
Ма-па тест, или делимся опытом
Что такое детский лингвистический лагерь? Как проходит обучение детей английскому в обстановке санатория? Кто и как учит ребят иностранным языкам, на какой возраст рассчитаны занятия? Читаем отчет об очередном Ма-Па-тесте!
Начну с того, как мы решились на этот выездной, неблизкий от дома Ма-па-тест. Большую часть времени я провожу дома со своей неугомонной дочкой, которой скоро будет полтора года. А тут ещё старший сын, которого угораздило сломать палец, провёл половину 3-й четверти дома… В общем, прямо скажем – подзакисли мы дома, и захотелось развеяться и провести время с пользой дела, поэтому мы с радостью записались на этот тест.
Весенний лагерь от лингвистического клуба «Полиглот» разместился на базе санатория «Звездный». Предварительно узнав, что это - зелёная зона в 10 километрах от Тольятти, мы ранним воскресным утром отправились в путь, чтобы успеть к занятиям в 10.00. Добрались быстро и без приключений. Первое впечатление – казалось, что весна сюда даже и не заглядывала, по-зимнему морозно, но солнечно, природа и тишина. На въезде нас встретила и успела кое-что рассказать одна из вожатых, Ирина. Оказывается, желающих на этот заезд оказалось больше, чем обычно, и 39 ребят заняли весь второй этаж просторного корпуса, разместившись в пятиместных номерах со всеми удобствами. Места хватило всем, при этом ещё и палаты формировались с учётом возраста. (хотя, по-моему, палатами они сейчас свои комнаты не называют, это уже из моего детства))
Когда мы вошли, как раз заканчивалась ежедневная организационная пятиминутка, на которой ребятам рассказывали о плане на день, так же вся информация была представлена на стенде. Три молодые, энергичные девушки-вожатые, они же – опытные преподаватели клуба, разводили 4 группы по «аудиториям». Это был только второй день заезда, поэтому разделение на группы было условным, по результатам тестов. Как сказала координатор и одна из трёх вожатых, тоже Ирина, им ещё предстояло окончательно оценить уровень знаний во время занятий.
Нам предложили выбрать, куда пойти сначала: какое-то занятие проходило в неформальной обстановке, прямо в палате, другая группа слушала презентацию гостьи-волонтёра из Дании про её родную страну в «плэй-рум», большой комнате. Естественно, на английском языке, туда отправился наш Миша. Ещё одна группа, 2-я, разместилась прямо в холле. Там мы и остались. Ребята расселись, как им было удобно – кто-то на стульях, кто-то устроился на полу, покрытом мягким ковролином, кто-то на подоконнике у большого, практически в пол, окна. Здесь же была переносная доска, ведёрко с канцелярскими принадлежностями, а у каждого «ученика» была своя папка с учебным материалом. Хотя ребят трудно было назвать учениками, чувствовали они себя абсолютно раскованно. Занятие началось традиционно - с представления себя. Каждому предлагалось нарисовать что-то, что он любит и в 2-х словах рассказать об этом. Вот тут в полной мере проявились признаки нашего времени – в основном все, по большей части мальчики, повторяли один и тот же набор: айфон, айпад, компьютер, у кого-то ещё добавилось мороженое, и только три девочки упомянули родителей, «через запятую» с мороженым. Наверное, ничего страшного в этом нет, возрастное, и в нашем детстве вкладыши от жвачек и «видик» в какой-то момент представляли наивысшую ценность. Но всё равно, как-то грустно стало, как будто что-то потеряно безвозвратно, и наши дети совсем другие…Наверное, старею…))
Вернёмся к теме: потом Ирина каждому предложила закончить по-своему 3 предложения, написанные на доске, «Я …(какой?)», «Я люблю…» и ещё что-то наподобие. В одном надо было соврать, и другие угадывали, где ложь. Мне кажется, такие задания всегда нравятся детям, все повеселились. Вообще, всё было довольно живенько в течение всех 40 минут, пока длилось занятие. Постоянная смена деятельности не давала заскучать. Поиграли в подвижную игру «Медленно-быстро» и перешли к основной теме всего весеннего заезда – «Охрана окружающей среды». Вводно-смысловая часть по теме заняла буквально пару минут – дети (и мы) узнали, как расшифровывается WWF, и затем с удовольствием стали играть в виселицу, угадывая слова, связанные с природой. Под конец урока, основная задача первых занятий - раскрепостить и заставить заговорить, не боясь ошибок, - как мне показалось, была выполнена.
После короткой переменки мы отправились на второй урок с 4-й, самой сильной и более взрослой по составу группой (самой старшей девочке в группе было 16, остальным на пару-тройку лет поменьше). Не случайно эта группа досталась координатору Ирине, она отлично находит общий язык с ребятами, общаясь в дружеской манере и с юмором, что помогает сгладить все шероховатости в общении со «взрослыми детьми». В этой группе представление себя было предложено в форме «имена-ассоциации». Тут уж каждый постарался придумать что-то эдакое про себя на начальную букву своего имени. Так, по цепочке повторяя всё, сказанное другими и добавляя своё, все шутили, веселились, и при этом запоминали имена одногруппников и новые прилагательные, характеризующие их. Ирина попутно придумывала всем шуточные номинации, что их ещё больше веселило, и всё это на английском. Равнодушным и незадействованным не остался никто. В том же духе прошла и оставшаяся часть занятия, поиграли в парах с карточками «вопрос-ответ», разорвав их пополам и обменявшись ответами. В общем, занятие прошло быстро, непринуждённо и продуктивно. Общение было довольно беглым, т.к. у ребят уже была нормальная языковая база. После этого занятия мы узнали, что по правилам лагеря нельзя проводить 3 урока подряд, поэтому после 2-х уроков у каждой группы, по очереди, был «аут дор активити», подвижные игры на воздухе, по-нашему. Кстати, уже в этот, второй день заезда, по корпусу были слышны такие вот, именно английские слова, и проверку комнат, и игровую, и пункты расписания между собой они уже называли по-английски.
На 3-е занятие я отправилась к малышам, вернувшимся с прогулки. Занятие проходило по-домашнему, в одной из комнат. Детки расселись кружком на тёплом полу, и естественно, занятие началось с песенки про алфавит. Труднее всего, наверное, пришлось Олесе, куратору этой группы. Группы хоть и не самой многочисленной, но собрать и увлечь 10 первоклашек, которые и к школе-то ещё не особо привыкли, и об английском не имеют представления – это не так-то просто. У каждого свои капризы, тут нужен индивидуальный подход. Мне даже стало их немного жалко, такое ощущение, что в 7 лет некоторые из них уже маленькие старички, уставшие от жизни, лучшие друзья которых - пи-эс-пи и компьютер. Олеся пыталась «достать» их из их «скорлупки» и, по-моему, справилась отлично – где-то одёргивала, где-то переключала. «Растормошить» деток ей помогали объединяющие динамичные игры. Такие, как «хэллоу-гудбай», когда каждый передаёт из ладошки в ладошку соседа воображаемый предмет, и главное здесь не сбиться. И другие, подобного плана - путаницы «сели-встали, руки вверх-руки на бёдра», во время которых тоже нужно было не зевать, т.к. команды учителя не всегда совпадали с движениями. Все оживлялись, и, в то же время, ненавязчиво разучивали простые команды на английском, что, собственно, и требовалось. Конечно, не все успевали реагировать, а урок продолжался, шёл по плану. Ещё не все угомонились, а на доске уже были предложены примеры на сложение и вычитание, ответ к которым надо было написать по-английски, найдя нужное слово напротив цифры в учебнике. Ну, а просмотр напоследок мультфильма «Том и Джерри» с несколькими незамысловатыми английскими фразами привёл всех, даже самых непослушных, в восторг. На 4-й урок мы пошли в 3-ю группу, в которую определили нашего Мишу. Занятие проводила Мирра, вторая девушка-волонтёр, т.е. доброволец, из скандинавской страны. В этой группе оказались одни мальчишки, шумные и, что называется, «мажорные». Они сразу же воспользовались её незнанием русского и начали отпускать между собой какие-то шуточки. Я поражалась её спокойствию, хотя порой мне была заметна её растерянность. Тем не менее, занятие шло своим чередом, и все были включены в обсуждение «дома мечты» на основе короткого текста. Прослушав аудиозапись, прочитав этот же текст по цепочке и соотнеся его с иллюстрациями, все перешли к описанию своего «дома мечты». Здесь мы опять наслушались про айфоны-айпады, опять каждый хотел быть круче, ну да ладно, для изучения английского это было в плюс. Напоследок - немного грамматики для закрепления пройденного лексического материала, и урок окончен. Проблему поведения мальчишек Ирина решила очень быстро – уже были мысли перевести их в более сильную группу. А теперь она точно решила разбавить девчонками этот мужской коллектив, а двоих мальчишек взяла к себе, тут уж не забалуешь. Всё, ежедневная учебная программа в 4 урока была выполнена, и мы отправились на обед. Сразу оговорюсь: общение на английском уроком не ограничивалось, вожатые и по всем бытовым вопросам обращались к ребятам на английском. Я по себе заметила, как за день в голове стали крутиться какие-то ходовые разговорные фразы. Ничего не пишу про сына, так как он органично вписался в коллектив, и я особо не акцентировала на нём своё внимание, тем более, совместно мы были только на одном уроке. Еда в столовой была скорее «здоровая», чем вкусная, на взгляд ребят, так мне показалось. Уже знакомые нам «шебутные» мальчишки начали ей попросту кидаться. Но это уже вопрос к «добрым» родителям, которые снабдили их чипсами, шоколадом немалыми суммами на карманные расходы. Вожатые быстро пресекли все выходки, и всё было быстро убрано. После обеда наступил тихий час, и я после столовой не могла себе представить, как он может быть тихим. Однако, девочкам удалось быстро угомонить всю ораву. Кстати, сон во время тихого часа – не обязательное условие, можно почитать или заняться ещё чем-то. Мы это время коротали в «вожатской» за настольными играми, которых там приличный запас, причём современных и разных. А что бы, вы думали, делали наши девочки-преподаватели во время тихого часа? Правильно – готовились к послеполуденным мероприятиям. Вырезали заготовки для всеобщего творческого занятия, репетировали песню для вечернего шоу, сочинённую самими на модный мотив Билана. Жаль, что оно было уже после ужина, и мы не увидели своими глазами выступление вожатых и всех ребят, которые увлечённо готовили свои творческие номера по теме «природа» - песни, танцы, сценки. Мне кажется, в лагерях это – самое интересное и нравится абсолютно всем, т.к. безграничный простор для творчества. После полдника мы все вместе пошли на занятие по творчеству в плэй-рум. Это оказалось единственным помещением, где хотелось одеться потеплее. Конечно, за исключением по-зимнему бодрящей комнаты вожатых, которую они в шутку называли «холодильник, чтоб не портиться». К слову, в палатах ребят было тепло и довольно уютно, «всё лучшее детям». После получаса шума-гама-перекидывания бумагой и клеем перед нами предстала выставка цветов, выполненных в технике объёмной аппликации. За лучшую работу, выбранную путём голосования, был предусмотрен приз, что не могло не мотивировать и маленьких, и ребят повзрослее))
Последним мероприятием, в котором мы приняли участие, был такой «уличный» квест-соревнование, который надо было выполнить как раз до ужина. Всех поделили на 3 группы, и каждая, получив листочек, выполняла задания, предварительно переведя их с английского: узнать любимую песню вожатой, отмерить количество шагов до столовой и многое другое интересное. Не надо рассказывать, в какой азарт вошли ребята, опять же, совместив приятное с полезным – и погуляли, и английским позанимались. На этой весёлой ноте мы засобирались домой, т.к. до Самары всё же путь не близкий. Жаль, не побывали мы в сауне и бассейне, не попали на вечернюю дискотеку и пропустили много чего интересного. Это мы поняли, изучив предоставленную нам программу на неделю. Но мы не сильно расстроились. Ведь всего за один день не успеешь, да и впечатлений хватило.
Резюмируя, что хочу сказать – все дети разные, но скучающих и ни в чём не участвующих среди них точно не было! Потому что молодые, энергичные преподаватели-энтузиасты – это здорово! Дети ведь чувствуют фальшь, и заставить их делать то, что тебе самому не интересно – этот номер не пройдёт. Ну и продуманная насыщенная программа с постоянной сменой деятельности, круглосуточное нахождение в языковой среде, думаю, 100% дадут результат, пусть для каждого свой, в соответствии с уровнем подготовки и желания, но он будет. Ну, а фото говорят сами за себя. В общем, мы задумываемся над тем, чтобы отправить сына на летнюю смену, он обеими руками «ЗА», тем более там планируется изучение второго языка – испанского, а это давняя мечта. Для меня есть только один маааленький минус во всём этом – бесплатно только тест, остальное за деньги, и не маленькие, хоть и соответствующие предоставляемым услугам. Мы ехали, чтоб развеяться и с пользой провести время, что, собственно, нам в полной мере и удалось. Спасибо! Кэти Фли
Расскажите своим друзьям
Поделиться
Поделиться
Класс!
Твитнуть
Читать на эту тему: