ТРИЗ педагогика и развитие ребенка

Рубрика:
Развитие

Что такое теория решения изобретательских задач, когда и зачем она появилась, как прошла педагогическую адаптацию – об уникальной методике беседуем с самарскими специалистами самарского ТРИЗ-центра. Начну с того, что с Теорией решения изобретательских задач или ТРИЗом я познакомилась еще до того, как стала мамой. Искала информацию по работе и натолкнулась сначала на одну статью об этом чуде, потом на вторую, третью. Большинство публикаций достаточно поверхностные – вроде бы понятно, что речь идет о какой-то замечательной методике, которая помогает обработать большие объемы информации, структурировать, выделить главное и отсеять второстепенное, а самое главное – найти пути решения самых разных задач, но как именно это делать совершенно непонятно. Попробовала найти какие-то курсы по ТРИЗ в Самаре, но безуспешно. Наверное просто не там искала)) Спустя несколько лет я опять повстречалась с ТРИЗ, но только теперь это уже была ТРИЗ-педагогика. Будучи уже мамой очень любознательного Пашустика я решила, что теперь точно узнаю – в чем тут дело. Свои каверзные вопросы про ТРИЗ для детей я решила задать Марие Георгиевне Эдельнард - преподавателю Центра развития ребенка «Любознайки», квалифицированному специалисту по ТРИЗ 2 уровня.  

- Начнем с самого простого – с определения. Что же это такое ТРИЗ?

- ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Изначально они были привязаны к технической сфере, поэтому и знакомы с ТРИЗ в основном те, кто занимался изобретательством, внедрением или рационализаторством. Но ТРИЗ – это решение не только технических задач. Мы в своей жизни постоянно сталкиваемся с ситуациями, из которых нужно найти выход, найти решение. Ну скажем… наша Таня громко плачет. А почему она плачет? Да потому, что у нее мячик в центре лужи. С одной стороны – это нормальная жизненная ситуация, с которой ребенок может справиться сам – позвать маму, спасателей, залезть в лужу. А можно решить задачу средствами ТРИЗ, детально разобрав ситуацию. Если ребенок будет подходить к каждой жизненной ситуации с позиций анализа, то у него появляется критичный ум, он трезво оценивает саму ситуацию и ресурсы, которые есть вокруг и которые можно использовать.    

- Мы знаем, что ТРИЗ изобрел Генрих Саулович Альтшуллер, но он занимался разработкой теории решения именно изобретательских задач. Откуда же появилась ТРИЗ-педагогика?  

- Конечно, сначала ТРИЗ использовали взрослые. Уже позже появились занятия для детей 10-12 лет. Но т.к. требования к уровню подготовки, уровню знаний постоянно растут, и в школу дети приходят уже умеющими читать и писать, то и ТРИЗ как следствие молодеет. При этом обязательно учитываются возможности ребенка, его интересы. ТРИЗ для ребенка включает все, что нужно для его развития в раннем возрасте, а это дает самое главное – уверенность в себе.  

- Есть какие-то известные имена в ТРИЗ для детей?   

- В многих городах существуют свои школы ТРИЗ-педагогики. Все они отличаются друг от друга: у первых больше используются одни приемы ТРИЗ, у вторых – другие. Ведь Г.С.Альтшуллер предложил большое количество законов, подходов, методов, технологий, приемов. Каждая школа в большей степени специализируется на чем-то конкретном, работает в своем направлении. К тому же многие включают элементы в обычную систему образования.  

- У нас в Самаре тоже своя школа ТРИЗ?  

- Да. Самарскую ассоциацию ТРИЗ основал Рашид Хамзович Шарипов, который занимается алгоритмизацией процесса обучения. Наш центр больше пяти лет назад начал работать в направлении ТРИЗ-педагогики. В настоящее время мы сотрудничаем с Питерской школой ТРИЗ, проходим обучение у мастера ТРИЗ, президента Российской ассоциации ТРИЗ Кислова Александра Васильевича. Его программа проста и доступна для детей, позволяет научить дошкольников и младших школьников решать любые жизненные задачи. Наша программа позволяет подготовить детей к восприятию понятий, методов и приемов ТРИЗа. Поэтому все направления нашей подготовки взаимосвязаны и дополняют друг друга: - это обучение осознанному чтению с полным пониманием текста, - это формирование представления об окружающем мире, - это обучение основам математики - и, конечно, развитие творческого воображения. Кроме этого в ТРИЗ-педагогике развивается понимание причинно-следственных связей. Еще одна важная составляющая ТРИЗ-педагогики - таксономия – наука о порядке. Здесь ребенок учится систематизировать, объединять объекты по определенному признаку, ранжировать их внутри своей группы. Таким образом, ребенок учится расставлять приоритеты. Речь идет о дошкольниках, хотя большинство детей даже в школе не умеют этого делать. Тот, кто умеет планировать, намного эффективнее распределяет свое время и достигает больших результатов, т.к. не тратит время впустую. Объединяя все эти направляющие, мы получаем систему, в которой у ребенка развивается все, что нужно: и правое полушарие, и левое, и связи между ними.  

- Как я поняла - это все направления подготовительного этапа, формирование первоначальных навыков. Когда же начинается решение изобретательских задач, которые предполагают исследовательскую деятельность?  

- Вы правы – сначала мы создаем базу, что позволяет видеть вокруг явные и скрытые ресурсы. Это дает ребенку возможность оптимального выбора. Потом он учится собирать информацию. Чтобы этот процесс не был хаотичным, вводится определенная схема, алгоритм. Собрав достаточное количество сведений в результате исследовательской работы, он уже может сделать выводы. Затем исследовательская задача переводится в изобретательскую и начинается поиск идей решений, выдвигаются гипотезы и анализируются результаты. В процессе обучения дети знакомятся с алгоритмами решения задач и учатся применять их на практике, чтобы это вошло в привычку. Многое зависит от кругозора, от способности ребенка выйти за рамки, увидеть скрытые ресурсы. Например, когда мы задаем вопрос «чем можно копать», то все дружно отвечают «лопатой». Хорошо, а чем еще кроме этого можно копать? После этого кто-то отвечает «граблями». До тех же рук доходят не сразу, хотя ими тоже можно копать. Про ложку вспоминают крайне редко.  

- В интернете можно найти информацию о ТРИЗ-педагогике, но ее мало, она часто поверхностная. Можете рассказать, в чем суть методики?  

- ТРИЗ-педагогика - это мощная методика, которая развивает воображение ребенка, дает ему инструмент для решения задач. Ребенок, который идет в школу, сталкивается с проблемами, связанными с новым коллективом, с появлением новых школьных дисциплин. Преподаватели часто дают информацию с помощью длинных фраз - нетренированному ребенку их сложно усвоить, т.к. он плохо концентрируется. Услышал начало, середину пропустил, соединил все с окончанием и в итоге не смог усвоить новые знания. Попросите ребенка сразу прыгнуть на метр в высоту. Он этого не сможет сделать. Правильнее будет сначала научить его прыгать на50 см., потом на 60 и т.д. Также и тут – мы с детства тренируем у ребенка определенные мыслительные навыки.  

- То, что вы рассказываете очень похоже на программы по раннему развитию:  математика, логика, чтение – все это есть практически в каждом детском центре.  

- Понятно, что некоторые разделы похожи. Но мало кто задается вопросам: «А для чего, зачем изучать этот раздел?» Как сможет использовать ребенок  этот материал? К сожалению, детей редко учат выходить за границы привычного, придумывать что-то новое, тренировать воображение. ТРИЗ-педагогика помогает ребенку не бояться новой информации: если он увидит новое слово, то понимает, что за ним спрятался какой-то интересный объект, с которым можно познакомиться. Это очень важно для детского развития – не ограничивать себя, а открывать новое. А еще мы учим ребенка уверенно выходить в социум. Такая возможность возникает у ребенка, когда он уверен не только в своих знаниях, но и в том, что он может ими воспользоваться.  

- Во фразе «тренировать воображение» есть внутренне противоречие. Как именно оно тренируется?  

- Тренировка начинается с создания базы образов, на которые и будет опираться воображение. Затем знакомство со свойствами предметов  и объектов, которыми пользуется воссоздающее воображение. Обучение различным способам определения месторасположения объекта на плоскости и в пространстве, тренировка зрительной и словесно-слуховой памяти ребенка, готовится мышление ребенка к восприятию приемов и методов РТВ на базе ТРИЗ. Наша задача – развить у детей управляемое творческое воображение, подчеркиваю – управляемое.  

- Предположим у вас есть группа из 10 детей, вы обучили их 10 приемам, которые используются в ТРИЗ. Результаты у всех будет  разные?  

- Конечно. Это зависит от базы, от сформированных навыков, от тех способностей, которые у него развиты. Со всеми детьми, которые к нам приходят, мы занимаемся, т.к. даже 5-летки не всегда обладают всем необходимым. Месяц занятий дает такие ощутимые результаты, что объединять «стареньких» и «новеньких» уже нельзя.  

- Так с какого же возраста начинается ТРИЗ-педагогика?   - С рождения. Вот в соседней комнате сейчас занимаются полуторагодовалые дети. Многие из них сначала только  и делали, что катали мячики, больше ничего их не интересовало. Это понятно – ребенок всегда предпочтет занятие, которое он уже знает, которое ему понятно. А ТРИЗ-педагогика учит учиться, учит познавать новое без страха, с интересом. И чем ранее ребенок  самостоятельно научится учиться, тем лучше для него.  

- Как проходят занятия? Вы ставите детям на уроке какую-то задачу?  

- Мы предлагаем задачи. Есть сложные ситуации, а дети должны сами сформулировать идеальный конечный результат, чтобы они не стояли возле лужи и плакали, как та Таня, а сказали: «Моя цель достать мяч и не замочить ног». Потом они должны увидеть противоречия,  оценить ситуацию и доступные ресурсы. А когда уже появятся несколько способов решения, выбрать из них самый лучший. Например, когда мы достаем кошку с дерева, то какой-то из способов может не подойти, т.к. кошка может пострадать. Тут учитывается морально-нравственная сторона вопроса, ребенок учится выбирать способ, который не принесет вреда другим.  

- Дети занимаются в группах или индивидуально?  

- Групповые занятия предпочтительнее. Мы осознанно создаем группы из 2-4 человек, чтобы каждая семья могла получить ощутимый результат от  занятий. Дети постарше обмениваются мнениями, учатся слышать собеседника, делиться своей точкой зрения, аргументировать ее.  

- Т.е. получается что-то вроде соревнования?

- Соревнования не только хороший срез по знаниям детей, но и сильная эмоциональная нагрузка. Поэтому сейчас мы используем другие форматы для проведения подобных срезов. Например, питерская диагностику творческих способностей ребенка. Как правило, родители и учителя завышают реальный уровень, а если точнее – они видят скрытый потенциал ребенка и проецируют его на малыша, хотя в действительности он этим потенциалом не пользуется. Диагностика творческих способностей показывает, как развита фантазия, воображение, память зрительная и слуховая, насколько хорошо он видит причинно-следственные связи. Мы делаем такой срез в самом начале занятий по программе, чтобы определить текущий уровень развития ребенка. Тот же самый срез в конце года показывает, насколько мы продвинулись, какие направления идут хорошо, а каким нужно уделить больше внимания. Можем увидеть динамику. Ездить ведь можно только на круглом колесе. Если какой-то сектор неразвит, то колесо начинает хромать, далеко Вы не уедете.  

- Сейчас в соседней комнате идет занятие, на котором все дети присутствуют с родителями. С малышами понятно, а более взрослые дети занимаются самостоятельно?  

- Дошкольники  приходят на занятия с родителями. Родителям очень важно не просто прийти и  получить задание на неделю, но и познакомиться с программой целиком. Узнать, куда мы идем, из каких разделов состоит обучение, какие направления мы будем развивать и почему. Мы всегда приглашаем родителей к сотрудничеству. Ведь по сути именно они в ответе за то, чем занимается их ребенок.  

- Вы сказали, что в разных городах разные школы ТРИЗ. Чем самарская ТРИЗ-педагогика отличается от других?  

- У нас создана программа выращивания творческого человека – творца своей жизни, который имеет широкое представление о жизни.  Ребенок, обучающийся по нашей программе, обречен на успех в жизни. Этому способствует последовательная система воспитания и развития. Сначала создаем мощную базу, на которую потом накладываем собственно ТРИЗ.  

- Вы упомянули о группах детского развития. Сейчас бум раннего детского развития идет на спад. Специалисты говорят о том, что у детских невропатологов очереди детей, которые стали, если можно так выразиться жертвами интенсивного раннего развития. Вы говорите, что ТРИЗ-педагогика у Вас начинается чуть ли не с рождения - не рано?  

- Я считаю, что в идеале надо начинать с обучения родителей. Осознанное материнство обязательно должно включать ТРИЗ-педагогику. ТРИЗ-педагогика должна присутствовать в наших детских садах, тогда детям не нужно дополнительно посещать центры или клубы. Хорошо утром в детском саду позаниматься ТРИЗом. А потом пойти гулять и тут же применить полученные навыки на практике. А если бы еще и родители вечером поинтересовались у ребенка, чем он занимался, что нового узнал за этот день, то было бы вообще замечательно. Далеко не каждый родитель делает это, а ведь рядом с ними растет личность. Личность, которой нужно будет выбирать профессию, строить семью, работать. Всего 15-30 минут в день общения со своим ребенком дают очень многое. И, конечно же, не стоит забывать о физическом развитии. В детском саду детям не хватает целенаправленной физической нагрузки. Желательно, чтобы ребенок ходил в какие-то спортивные  школы, клубы, где будет развиваться гибкость, ловкость, где будет укрепляться его организм.  

- В конце интервью мы, обычно, просим дать совет нашим читателям, совет родителям.  

- Дети, особенно малыши, готовы обучаться, заниматься. И весь вопрос в том, готовы ли их мамы. Если мамы готовы, то наша методика идеально подходит для создания  развивающей среды. Речь идет не о горах игрушек или ярких картинках, развешанных по стенам. Развивающая среда – это системный подход к развитию всех каналов восприятия ребенка.   Родителям нужно решить – будут ли они формировать у ребенка мышление творческого человека. Многие тут могут возразить, что их ребенок и рисует, и лепит, и поет, но это – не развивает  мышление. Ребенок заполняется тем, что идет на него с улицы, с экрана телевизора, из разговоров родителей. Именно родители определяют то, чем будет заполнен их ребенок – будет ли он мечтать, фантазировать, создавать что-то новое или бояться открытий, с опаской смотреть на все неизвестное и теряться в непривычных ситуациях. Я надеюсь, что у каждого родителя найдется полчаса свободного времени в день, чтобы заложить успешность своего ребенка с детства. Наш центр готов помочь каждому.  

Беседовала Наталья ТИЛЛИ  


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!