Адаптация ребенка в детском саду

Рубрика:
Вопросы психологии

Первый совет, который я хотела бы дать в самом начале статьи – не торопитесь. Процесс привыкания ребенком к саду должен быть спокойным и медленным. Таким, чтобы ни вам, ни ребенку не было ясно, где закончилась подготовка и началась уже адаптация. Именно поэтому я не пишу две разных статьи«Подготовка» и «Адаптация». На мой взгляд, прекрасно, когда это просто единый процесс – одно незаметно перетекает в другое.

Теперь подробнее, и по пунктам.

«Техническая» сторона вопроса

Определившись с садом, разузнайте о принятом в нем режиме дня и требованиях воспитателей (как они относятся к тому, что ребенок может попросить покормить, переодеть его, или если ему потребуется помощь в туалете). Медленно, плавно, задолго до первого похода в сад меняйте свой режим дня на более «садиковый». Ну, и бережно учите ребенка навыкам самообслуживания. Особенно личным, туалетным.

Говорите с ребенком о саде

Много рассказывайте ему. О том, что такое детский сад, что там делают дети, как зовут воспитательницу, как она выглядит, что говорит, что конкретно он – ваш ребенок будет там делать, что есть, во что играть и т.д. Чем больше подробностей, тем лучше.

Не нужно "душераздирающих" методов

Готовя ту или иную статью, я обычно читаю родительские форумы, чтобы понять, что может быть интересно мамам и папам на эту тему. В этот раз я столкнулась с огромным количеством историй о том, как воспитатели старались поскорее проводить родителей в первый же день, чуть ли не силой уносили на руках от мам и пап их плачущих, рыдающих детей, мотивируя тем, что так – лучше. Быстрее, типа, привыкнет. Все плачут, и ваш вот – не исключение.

Не верьте никому, кто говорит, что это действенный метод. Это – травмирующий метод. Выбирайте плавность, медленность, бережность. Вы должны «ввести»ребенка в детский сад осторожно, не торопясь. Вы же не зуб вырываете (хотя, даже зуб вырывать проще и безболезненнее, когда он уже хорошо расшатан, т.е. подготовлен).

Сначала просто придите погулять на территорию детского сада с той группой, в которой будет находиться в будущем ваш ребенок. Пусть на прогулке познакомиться с детьми, с воспитателем. На следующий день придите снова. Потом придите еще.

Затем, однажды войдите вместе с ребенком в игровую, спальню, пусть воспитатель покажет вам игрушки, кроватки, ребенок увидит, куда уходят дети после прогулки, что они делают в саду.

Потом придите еще – вместе. Побудьте в саду со своим ребенком, поиграйте с ним. Дайте ему освоиться, привыкнуть к новой обстановке, познакомиться с детьми и воспитателем, хорошо привязаться к ним, прежде чем вы впервые уйдете.

Пусть ваш первый уход будет совсем недалеким – за дверь игровой комнаты. И пусть ребенок открывает дверь и подходит к вам, если ему станет тревожно, столько раз, сколько ему это будет нужно. И только когда вы интуитивно поймете, что можно идти дальше, пробуйте уходить за пределы детского сада. Обязательно договорившись об этом с ребенком.

Обговорите время. Время ребенку понять сложно, поэтому скажите, что он поест, поиграет, и вы за ним придете. Не оставляйте ребенка в саду на сон в первое время. Заснуть без мамы – обычно одно из самых трудных мероприятий для малыша.

Не будьте строги в соблюдении графика

«5 дней в неделю». Вовсе не обязательно посещать сад сразу с понедельника по пятницу. Вы можете устроить себе и ребенку индивидуальный режим, в котором у вас будет не 2, а 3 или 4 выходных в неделю. Со временем, постепенно, если вам это необходимо, количество выходных можно будет уменьшить до 2.

Не обманывайте ребенка

Если вы пообещали, что придете после обеда – придите после обеда. Если знаете, что прийти после обеда у вас не получится – скажите об этом ребенку честно.

Дружите с воспитательницей

Ребенку будет проще адаптироваться и проводить время в детском саду, если он будет знать, что воспитательница – это человек, которому доверяют его мама и папа, с которым они дружат. Проводите с ней время, пригласите ее в гости – в общем, дружите.

Не допускайте конфликтов с воспитателем при ребенке. Если в ваших отношениях есть какие-то сложности, обязательно их обговорите – недосказанность, недоверие, ваши сомнения по поводу тех или иных воспитательных мер ребенок почувствует. Прекрасно, если ваши отношения с воспитателем откровенны, чисты, честны и теплы. Проговаривайте и проясняйте все, что не устраивает, но в мягкой, осторожной форме и без ребенка.

Не убегайте быстро, когда приводите ребенка

Придите пораньше. Разденьте ребенка, побудьте с ним некоторое время. «Вручите» его воспитательнице. Убедитесь, что между ними завязался контакт, что ребенок готов отпустить вас, и только тогда, попрощавшись (не убегая незаметно), идите.

Компенсируйте расставания

После сада проводите вечер с ребенком вместе, спокойно и тихо. Избегайте компьютеров, мультиков по вечерам – малыш и так весь день был под атакой множества зрительных и слуховых стимулов. Играйте, читайте, рисуйте. Дайте ему возможность «добрать» вас, компенсировать разлуку с вами. Много гладьте и обнимайте его. Не прекращайте грудного вскармливания в связи с садом. Спите вместе - ночью ребенок «покроет» дневную нехватку тактильного контакта с вами.

Вместе проводите выходные. Старайтесь делать это без шума и гама (гости, многолюдные места) – спокойно, тихо, наслаждаясь только друг другом.

Играйте в детство

Когда ребенок идет в детский сад, он испытывает стресс. А в стрессе дети всегда«возвращаются к истокам» - в свои первые стадии развития. Когда им трудно, они снова хотят туда, где им было хорошо, где все понятно и просто – к маме на руке, в ее объятия.

Будьте готовы поиграть в детство, покачать, пообнимать, поносить на руках и погладить свою потяжелевшую лялю.

Дайте ребенку в сад ваши вещи

Чтобы малыш скорее адаптировался и чувствовал себя в саду как дома, чтобы разлука с вами не была для него столь невыносимой, хорошо бы, чтобы с ним были вещи, напоминающие ему дом и вас. Идеально, если в сад можно приносить свое постельное белье, на котором ребенок спит дома, и которое пахнет домом, а также его посуду, к которой он привык. Я знаю, что в Самаре есть как минимум один детский сад, где это приветствуется.

Можно также дать ребенку с собой фото мамы (оставить в шкафчике), любимую игрушку (с которой он мог бы и спать), диктофон с записью сказки, которую мама читает дома на ночь (опять же, чтобы ребенок засыпал в саду под мамин голос) и т.д.

Придумывайте разные волшебные штучки

Облегчить пребывание ребенка в саду без вас можно при помощи всевозможных«волшебных» штучек, которые работают благодаря безразмерной детской фантазии.

Волшебной штучкой может быть зеркальце, которое вы оставите в шкафчике ребенка и договоритесь, что каждый раз, когда он смотрит в него, вы смотритесь в такое же где-то там у себя на работе, и между вами образуется невидимая связь.

Волшебной штучкой могут стать невидимые поцелучики, которые вы положите в карман своему ребенку. Когда ему станет без вас тоскливо в саду, он сможет достать поцелуйчик и приложить его к щеке.

И так далее. Волшебных штук очень много. Можно даже устроить конкурс на придумывание лучшей волшебной штуки.

Посещайте детский сад

Договоритесь с воспитателем и другими родителями о том, чтобы каждый день на один-два часа в гости в сад приходили чья-нибудь мама или папа. Делайте это по очереди. Играйте вместе с детьми, читайте им книги, рассказывайте о своих профессиях, проводите детские мастер-классы. Так детям будет теплее, безопаснее и комфортнее в детском саду.

Будьте готовы к изменениям

Когда ребенок начинает ходить в детский сад, он сталкивается с рядом трудностей. Как я уже написала выше, смена обстановки, разлука с родителями для него являются стрессом. В период привыкания, адаптации поведение ребенка может измениться. Малыш может стать более агрессивным, раздражительным, более капризным или плаксивым, расстроенным. Будьте готовы к этому и не ругайте, не исправляйте ребенка. Примите как данность его капризы и злость на этот период, чаще обнимайте, говорите теплые слова, окружите любовью. Слушайте и слышьте своего ребенка – он это не на зло вам, ему сложно.

P.S. Большую часть советов я позаимствовала у замечательного психолога Ольги Писарик. Примеры с волшебными штучками – из сообщества в жж «alpha-parenting», в котором обсуждается воспитание детей с точки зрения теории привязанности Г.Ньюфелда, автора знаменитой книги «Не упускайте своих детей». Очень рекомендую читать Ньюфелда, Писарик и alpha-parenting всем родителям (независимо от того, посещают ли их дети детский сад).

Анна Жулидова

Анна Жулидова


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!