Что такое детская йога?

Рубрика:
Интервью

О детской йоге знают немногие: кто-то считает, что это тот же детский фитнес, поданный под модным соусом, кто-то уверен, что это старая добрая ЛФК в новой упаковке. О том, что же это такое на самом деле, мы решили узнать у людей, знающих о йоге не понаслышке.                  

 

 

 

 

 

Итак, давайте познакомимся:

Константинова Елена Геннадьевна   Директор НП УИЦ «Фомальгаут» Инструктор индийской и даосской йоги Учитель  хатха-йоги, сертифицированный в Международном Шивананда Йога Центре (ThеInternational Sivananda Yoga Vedanta Centre) Психолог, специалист по программам практической психологии Сертифицированный инструктор перинатальной йоги (Кембриджский международный центр Birthlight)  

 

 

 

 

 

         

Бугрова Елена Валерьевна Заместитель директора НП УИЦ «Фомальгаут» по развитию Сертифицированный в Кембриджском Университете инструктор SMART-йоги Педагог-психолог          

 

 

 

 

 

  

 

- Для непосвященных йога – какие-то странные упражнения, для тех, кто в теме – древняя система, объединяющая ум, тело и душу. В любом случае, у большинства из нас имеется какое-то представление о «взрослой» йоге. А что же такое детская йога?  

Елена Геннадьевна: Дело в том, что в основе и фитнеса, и ЛФК, и нашей старой доброй школьной физкультуры лежит йога. Просто к нашему времени она трансформировалась в то, что сейчас называют фитнесом, ЛФК, физкультурой. А изначально все упражнения вышли из йоги.

Елена Валерьевна: Вышли и сильно упростились. В фитнесе нет работы с дыханием, сознанием, все упражнения выполняются механически. С дыханием работают в ЛФК, но работы с сознанием там тоже нет. А этому посвящена большая часть занятий в йоге. Мы ради этого и занимаемся с детьми – учим их здоровому образу жизни. Именно это дает детская йога - в любой ситуации у ребенка должен быть навык здорового образа жизни. Если родители водят ребенка на йогу, то через полгода занятий они получают совершенно другого ребенка. Когда приходят новички того же возраста, разница колоссальная. А мы делаем простейшие, как кажется на первый взгляд, дыхательные упражнения. Они стимулируют развитие правого полушария мозга, и ребенок сильно меняется: поет песни, быстро запоминает стихи, он очень сознательный  и понимает вещи, которые многие дети в его возрасте не понимают.    

- Это все дают ребенку занятия йогой?

Е.В.: Да, йога дает сосредоточение. Ребенок начинает слышать своих родителей, бабушку, дедушку, того же инструктора. Он начинает понимать вещи, которые раньше не понимал, буквально не слышал их. К нам приводят детей в ужасном состоянии, потому что мы взрослые сами их так воспитываем. Это мое личное мнение, но я считаю, что современные дети не воспитаны. Они закормлены и едой, и подарками, и всеми возможными удовольствиями. Эти дети не слышат своих родителей, не реагируют на них, пока родители чего-то им не дадут, не пообещают, не подарят. Так вот, когда дети начинают заниматься йогой вместе с родителями, они приобретают способность слышать очень серьезные вещи: что можно, а что нельзя, почему можно, и почему нельзя. Вот что такое детская йога в нашем центре. Это не только программа дыхания, не только программа каких-то физических упражнений - это вопрос познания ребенком законов, по которым устроен этот мир. В нашей программе говорится, что детская йога – это возможность научить ребенка идти «вверх и вперед», делать достойный выбор, отличать важное от неважного. Вот чему мы учим детей. Потому что все развитие детей сегодня направлено на то, что они работают либо с моторикой, либо с левым полушарием. Потому что все очень хотят, чтобы их ребенок хорошо учился и был успешным. А на одном левом полушарии человек ориентирован на потребление, ему очень тяжело в жизни – он не может справиться со своими эмоциями, он не может сделать работу за короткий промежуток времени, ему сложно работать с информацией, потому что ее очень много. Такой человек быстро устает.

Е.Г.: Устает, потому что ему не хватает энергии на проживание обычного рабочего дня. Йога как раз дает то самое необходимое для жизни количество энергии. Считается, что такие практики как йога, цигун, даосские практики аккумулируют энергию в нас, тогда как большинство популярных видов спорта, наоборот, рассеивают.    

- Многие психологи сегодня отмечают склонность современных детей к гиперактивности. Помогают ли занятия йогой справиться с этим?

Е.Г.: Дети сейчас действительно гиперактивные. Родители не знают, что с этой активностью делать, сходят с ума от их кипучей деятельности, поэтому готовы отдать ребенка во все кружки и секции мира, лишь бы он потратил там свою неуемную энергию, и придя вечером домой, тут же лег спать.  Это неправильно. В таком случае ребенок ежедневно «обесточивается». Он лишается той энергии, которая рассчитана на всю жизнь, он растрачивает ее в детстве. А потом начинаются падение иммунитета, болезни и т.п. На самом деле эту энергию нужно трансформировать, вот эту его кипучую деятельность нужно направлять в нужное русло. А большинство современных кружков рассчитано на то, чтобы просто сбросить энергию.    

- Многие представители школ, детских садов и детских клубов Самары, с которыми мы общались, считают причиной детской гиперактивности перегруженность ребенка. Вы согласны с этим?

Е.Г.: Мы все перегружены. Кругом средства массовой информации. Нам без конца что-то предлагают. Строятся торговые центры, которые стремятся заполучить человека на целый день. А дома люди уходят в виртуальный мир, социальные сети. У человека нет времени, когда он мог бы побыть наедине с самим собой. Период детства – это период накопления жизненной энергии, изначально детство природой планировалось именно для этого. Но сейчас другое время, пришла эпоха Водолея и все поменялось – наши дети стали ветром. Это нужно учитывать и пытаться просто компенсировать эту трату энергии. Е.В.: Когда нам приводят детей, они вообще не могут ни расслабиться, ни сконцентрироваться: либо начинают бегать с криками по кругу, либо садятся в уголок и ждут команд со стороны родителей. Они ведут себя неадекватно. Постепенно, продолжая заниматься дети уже могут вписаться в общество, сказать «здравствуйте» инструктору и сверстникам, с удовольствием делают упражнения, с удовольствием приходят идут на занятия снова. Гиперактивность говорит о том, что в ребенке есть определенный дисбаланс. А это основа всех болезней. Когда обращаешь на это внимание родителей, то многие говорят, что у них очень активный ребенок, хотя старший сын/дочь такими не были. Мы в таком случае советуем им хотя бы что-то поменять в своем образе жизни: сократить присутствие в ней того же телевизора, компьютера и чаще гулять с ребенком. Только гулять не в магазин и не в кафе – простой пройтись по улице, посмотреть на небо, на цветы, можно съездить на Волгу. Конечно, многих плюсов детской йоги родители, пришедшие интуитивно на занятия, сразу не понимают. Но они видят, какой их ребенок после йоги -  спокойный, уравновешенный. Ребенок чувствует, что он может быть другим, и ему легче от этого. Мы этого и добиваемся. Дети, которые приходят, и дети, которые уходят – очень разные дети. Они разговаривают на другом языке. Такую способность к концентрации не дает ни одна другая практика. А способность концентрироваться – это работа правого полушария. И наша задача, чтобы правое полушарие и левое полушарие, перегруженное логикой и счетом, работали вместе гармонично. Без йоги, без упражнений с дыханием, с сознанием это невозможно.    

- За счет чего достигается такой эффект, в чем суть?

Е.В.: Суть в самой йоге. В ней изначально заложено гармоничное развитие личности. Даже с самыми маленькими детьми мы не просто тянемся – мы специальным образом дышим, мы учим их поворачивать ручку специальным образом. Несмотря на то, что со стороны мы ходим как мишки. Но мы не просто так как мишки ходим – мы работаем с системой меридианов и каналов на теле человека, описанных в традиционной китайской медицине.    

- Вы сказали с самыми маленькими – а с какого возраста можно начинать занятия детской йогой?

Е.Г.: Детской йогой можно заниматься уже с 3-х недель. Противопоказаний нет, т.к. программа полностью адаптирована под этот возраст. Первые 3 недели жизни новорожденного считается четвертым триместром беременности женщины. Если первые три триместра женщина работает с дыханием, релаксацией, активно готовится к родам, то через три недели после родов маме с малышом уже можно начинать занятия. В йоге четвертый триместр – это время, когда женщина учится любить своего ребенка, учится контактировать с ним, взаимодействовать. Практически все движения, все упражнения в этом возрасте выполняются на руках у мамы. Без мам дети начинают заниматься в 3-3,5 года.

- Если начать заниматься в столь раннем возрасте, даст ли это какие-то преимущества?  Меняется ли  от этого формирование тела, мускулатуры?

Е.Г.: Все педиатры рекомендуют начинать с массажей – это уже развитие, уже укрепление организма. Все элементы массажа – и поглаживание, и потягивание - есть в детской йоге. Только с ребенком занимается не инструктор, а мама. Тут очень важен контакт – и зрительный, и тактильный. Конечно, чем раньше ребенок начнет заниматься, чем лучше.  До семи лет очень важно, чтобы у детей было хорошо развито тело. Раньше были детские площадки, и дети сами были более активными физически, и бегали, и кувыркались. Сейчас очень не хватает таких вещей.    

- Как  обычно проходят занятия йогой с детьми? Есть какие-то принципиальные отличия от йоги для взрослых?

Е.Г.: Занятия всегда короче по времени, всегда более динамичны, чем со взрослыми, потому что дети в любом случае более непоседливы. Что касается конкретных отличий, то тут все зависит от возраста: совсем маленькие проводят все занятие на руках у мамы,  дети постарше до 1,5 лет занимаются также с мамами, но многие упражнения уже выполняют самостоятельно. Такие занятия трудно сравнивать с занятиями для взрослых.

Е.В.: А вот с 1,5 лет занятия детской йогой - это и динамические упражнения, и расслабление. Появляются песенки, считалки, моменты перевоплощения – именно так мы начинаем учить детей выполнять асаны. Занятия обязательно проводятся с учетом возраста детей. Также учитывается то состояние, в котором пришли дети на занятие. Иногда придет ребенок в таком возбужденном состоянии, что успокоиться может только к перерыву. Самое главное в наших занятиях – научить мам и малышей расслабляться. Когда мы проходили обучение по Кембриджской программе, нам говорили, что очень часто, когда мама ложится, дети начинают плакать. Это означает, что ребенок никогда не видел маму расслабленной. Я вот уже более двух лет это наблюдаю, и могу сказать, что у детей в этот момент шок! Они привыкли видеть маму в постоянном тонусе, а тут она лежит, да еще  и глаза закрыла. Это на самом деле большая проблема. Приходится потратить немало времени, чтобы ребенок лег рядом с мамой и просто расслабился.  

- Как же Вам удается угомонить детей на занятиях – они же в большинстве все очень активные и непоседливые?

Е.В.: Они же занимаются в группе, с инструктором и, конечно, очень многое зависит от состояния самой мамы. Мамы, которая поет песенки, мамы, которая ползает, читает стишки, мамы, которая 45 минут не думает ни о чем, кроме своего ребенка, потому что в это время невозможно ни о чем больше думать. И вот в этом контакте с ребенком мама проводит все занятие. Вы не представляете как счастливы дети. Потому что мама играет со своим малышом, поет ему, она делает «горку», а он проползает под ней. И дети начинают говорить не только «мама», «папа», но и «йога». Они собираются к нам, они помнят, когда им идти туда, где ему хорошо вместе с мамой. У ребенка до 5 лет все записывается в память как на магнитофон, абсолютно все. Ребенок на занятиях видит маму не с телефоном, не за работой, не за обсуждением бытовых вопросов с папой, а маму, которая улыбается и занимается именно им. Для современного ребенка это чудо! И  мама становятся другая, и ребенок другой. Он подходит к маме, говорит как он ее любит, обнимает ее.    

- Дети, занимающиеся художественной гимнастикой, отличаются особенной осанкой. А дети, посещающие занятия по йоге, внешне отличаются от своих сверстников?

Е.Г.: Безусловно, йога выстраивает позвоночник. Все наши сидения очень сильно деформируют его. Вспомните какие раньше прямые были спинки у стульев, а сейчас вся мебель идет с изгибами, чтобы нас максимально расслабить, поэтому мышцы спины атрофируются. А на йоге ребенок приучается держать спину, буквально учится правильно сидеть. Постепенно у ребенка появляется ощущение, что позвоночник вытягивается от самой макушки. А грациозная осанка происходит из правильного положения позвоночника. Обратите внимание, какое у всех нас положение шеи – она вытянута вперед, а ведь от этого перекрываются пятый шейный позвонок и второй грудной. Тогда плохо поступает кровь в шею и голову. О каком полноценном развитии может идти речь в таком случае?    

- Взрослые идут на йогу за стройностью, гибкостью, более продвинутые – за просветлением. А какова мотивация у детей? Понятно, что большинство из них приводят родители, но потом они уже сами решают – продолжать или нет.

Е.В.: Дети идут за позитивными эмоциями, за признанием. Мы всегда говорим детям, как они изменись, какие стали красивые, всегда обращаем внимание – вот у тебя не получалось, а теперь получается. Конечно в 3 года очень важна мотивация родителей. Кто сам занимается йогой, прекрасно знает, какое это волшебство, как меняется отношение к жизни, какими становятся отношения с детьми. А на занятиях с детьми мы не только йогой занимаемся, но, например, и рисуем – так мы работаем с эмоциями, ребенок в рисунке показывает свое состояние.    

- Должен ли иметь инструктор/тренер по детской йоге какие-то сертификаты?

Е.Г.: В «Фомальгауте» работают инструкторы с сертификатами Кембриджского университета. У них очень хорошо представлена программа по детской йоге – тут и четвертый триместр, и смарт-йога до семи лет.    

- А после семи лет?

Е.В.: После семи лет у нас уже инструкторы, которые обязательно занимаются сами. У них сертификаты Шивананда-центра, который дает программы для работы с более взрослыми детьми.    

- Кого больше среди Ваших учеников – девочек или мальчиков?

Е.В.: Больше девочек. У меня только однажды был год, когда были одни мальчишки. Это было что-то – ребята очень активные, можно сказать, веревки из меня вили. У нас бывают детские праздники, где мы даем возможность детям показать, чему они научились. Так вот, они нас действительно удивили: постарались и показали очень сложные асаны. Бывают уникальные группы. Например, у нас есть раздел «анатомия человека», т.к. без этого невозможно заниматься йогой. Так вот, одна группа требовала изучения анатомии чуть ли не на уровне поступления в медицинский институт.    

- Детская йога изначально была одним из направлений «Фомальгаута»?

Е.Г.: Изначально. Это ведь целостный подход к здоровью человека.    

- Дайте, пожалуйста, совет родителям, которые сомневаются – вести ли своего ребенка надетскую йогу.

Е.В.: Человек должен прийти и посмотреть. Если это его  - то он обязательно останется. А лично мы считаем, что без йоги невозможно гармоничное развитие ребенка. Может это и громко звучит, но невозможно с одним только компьютером, с одним только отличным знанием английского воспитать нормального человека – обязательно будет перекос. Мы сами через это прошли. До какого-то времени были совершенно сумасшедшими менеджерами. Нас трясло, мы работали по 11 часов в день. А потом почему-то у нас вся та же самая работа начала заканчиваться в 16:30, но только с намного большими успехами, с намного большей прибылью. Вот что значит древние практики. И ребенку они дают то же самое.

Е.Г.: Мы не говорим, что нужно заниматься только йогой. Родители могут водить ребенка на другие секции, если они видят, что ему там нравится. Нравится ему борьба, рисование – прекрасно! Но в его расписание должна входить и йога. Спортивные секции делают мышцы жесткими, а ведь мышце еще нужно тянуться и расслабляться. Вот это добавляет йога. В итоге получается очень хороший союз.   

Наталья Тилли


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!