арт-терапия

Подборка по параметрам

Арт-терапия для детей

Рубрика:
Вопросы психологии
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Детская арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это - лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Показания для проведения детской арт-терапии: • упрямство; • агрессия; • страхи; тики, заикание, навязчивости и др.; • частая смена настроения; • задержки речевого и психического развития; • кризисные ситуации; • трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми; • возбудимости или апатичности; • изменение места жительства; • подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации; • потери родительского контроля над ребенком, непослушании. • застенчивости и неуверенности в себе; • агрессивность; • гиперактивность; • трудности в школе и т. д. Давайте рассмотрим подробнее какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности: - Создает положительный эмоциональный настрой. - Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.  - Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. - Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом. - Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением. - Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Виды арт-терапии: - Арт-терапия в узком смысле слова - рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве. - Библиотерапия (в т.ч. сказкотерапия) - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений. - Музыкотерапия - Танцевальная терапия - Куклотерапия Мы с вами рассмотрим несколько приемов арт-терапии, которые вы сможете использовать самостоятельно. 1. Рисунок вашей семьи. Данный прием используется для диагностики психологической обстановки в семье и самооценки ребёнка. Положите цветные карандаши, краски, акварель, простой карандаш и чистый лист бумаги. И дайте полную свободу своему ребёнку. Не нужно подсказывать ему кого или что рисовать, кого «забыли» изобразить. Если есть возможность наблюдайте кого первым нарисовал ребёнок, кого вторым… Если есть изображения непонятные для родителей, обязательно уточните, что или кто это! Обратите внимание, если ребёнок нарисовал себя по центру - хорошее самопринятие, в уголке или вообще отсутствует на листе бумаги - заниженная самооценка. Возможно разделение на пары, или наоборот, кто-то из членов семьи будет стоять отдельно. Обратите внимание на цветовую гамму, на нажим карандаша (сильный нажим-чувство тревоги, слабый – неуверенность в себе), на размер фигур и кто выше находится (авторитет). 2. Следующий прием арт-терапии подойдет вам, если ребёнка мучают  кошмары. Как правило, снится один и тот же персонаж (Бабая Яга, Кощей Бессмертный).  Нарисуйте / слепите вместе со своим ребенком это «чудовище» / куклу «Вуду», либо ребёнок сам нарисует/слепит (вы будете просто наблюдать за этим процессом). Пусть он расскажет вам всё, что он о нем думает, выговорит все свои претензии, может даже что-то сделает с этим нарисованным/слепленным «кошмаром» (порежет ножницами, сожжёт лист бумаги, выкинет в мусор вне дома). Цель: выход агрессии, обретение чувства силы. Затем нужно создать игрушку в виде положительного героя, например, Фею. По такой же аналогии только в доброжелательном смысле. Поговорите с ребенком о том,  какая фея хорошая, добрая, красивая, любимая, дорогая. Нужно причесать её, одеть, покормить, возможно, уложить ребенка спать с этой игрушкой (по желанию малыша). Цель: закрепление положительных эмоций и чувство защищённости. 3. Волшебный колокольчик. Купите или сделайте сами что-то, что теперь будет волшебным. Например, приобретите небольшой металлический колокольчик. И скажите ребёнку, что этот колокольчик меня попросила передать Лисичка/Дед Мороз/Зубная Фея (обязательно добрый персонаж и любимый для вашего ребёнка). Сообщите, что этот колокольчик необычный, вол-шеб-ный. И расскажите в чём заключается волшебство в зависимости от страхов, фобий и комплексов ребёнка. Например, он будет защищать его от кошмаров, теперь ему будут сниться только хорошие и красивые сны; он не будет болеть так часто и т.д. В рисунке также немаловажной деталью являются цвета, которые использует ребенок. Серый (простой карандаш при наличии выбора цвета) – «отсутствие» цвета, т.е. не хватает ярких красок в жизни. Синий – тревога. Красный-агрессия. Черный - депрессия, страхи, потребность в изменениях. Желтый – жизнерадостность, Фиолетовый – фантазия, интуиция. Коричневый – физический дискомфорт. Давайте возьмем для примера рисунок девочки Насти, которой сейчас 9 лет. Она живёт за городом с бабушкой по папиной линии. Родители этого прекрасного создания развелись 4 года назад. После развода младший брат Насти – Денис, ему сейчас 6 лет, остался жить с мамой, бабушкой по маминой линии. Папа живёт один. По выходным папа приезжает к дочери.   Итак, сделаем анализ рисунка. Самопринятие у Насти хорошее. Она находится практически по центру. Обратите внимание, что цвет юбочки у девочки густого черного цвета, тем самым её душа требует изменения разрушительной ситуации. Зато цвет кофточки насыщенный жёлтый. Это самый позитивный и оптимистичный цвет. Таким образом, у девочки противоположные чувства борются между собой. Самый близкий человек для Насти – это папа Алексей. Он стоит ближе всех, более того у них руки перекрещиваются. Также отец является авторитетом в семье. Если провести линию, то видно, что отец стоит несколько выше, чем остальные члены семьи. Папа стоит с тортом и это не случайно. Алексей всегда приезжает со сладостями к дочке и вечером, когда темнеет. Но папа отвёрнут в другую сторону от дочери. Действительно, отец уделяет Насте не столько времени и внимания, сколько бы ей хотелось, хотя у него есть такая возможность. На рисунке территориально ближе всех к Насте расположены кошки. Они на самом деле у нее есть. Домашние животные не обделяют ее вниманием и она им за это очень благодарна. Бабушка, с которой проживает Настя, находится также рядом с ней, но подальше, чем отец. У них хорошие отношения. Следующим по степени значимости для Насти идет родной брат Денис. У них смешанные чувства по отношению к друг другу. И как Вы заметили, на последнем месте стоит мама девочки. Последний раз мама видела девочку 7 месяцев назад, несмотря на то, что она живёт всего в 40 км. от места проживания своей дочери. Мама изображена в красной майке (область сердца) . Это означает что дочь в обиде на нее. Для Насти мама есть и она её не забыла, она помнит о ней и хочет, чтобы МАМА снова появилась в её жизни и готова простить и понять её. Обратите внимание на общий фон. Здесь преобладает чёрный цвет с  жёлтыми вставками. Девочка в глубокой депрессии, о которой никто из ее близких людей не подозревает. Настенька прячет свои переживания  в себе. Девочка в жизни активна и она сильно переживает от сложившейся в ее семье обстановки. Ей не хватает родительского внимания, любви и ласки. А вот жёлтые звёздочки на чёрном фоне - это надежда! Надежда на то, что всё будет так, как прежде или  хоть немного похоже на то, что было.  Круг на небе тоже не случаен. Круг означает то, что Настя – общительный, доброжелательный, безобидный человечек, который очень нуждается в том, чтобы окружающие ценили эти качества. Ещё один важный момент: есть опасность того, что маленькая девочка может перенести модель родительского поведения уже в свою семью… Казалось бы, такой обычный детский рисунок, но если внимательно его изучить, то можно сделать очень много важных выводов и оказать ребенку своевременную помощь. В заключение хотелось бы еще раз отметить, что метод арт-терапии не только помогает в решении различных проблем психологического характера, но и гармонизирует внутреннее состояние личности, раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность выразить свои мысли, чувства, эмоции и настроение.  Алла Кристалл, семейный и детский психолог Не пропустите все самое важное и интересное! Подпишитесь на еженедельную рассылку!

Песочная терапия: "Ма-Па-тест" пройден!

Рубрика:
Ма-па тест, или делимся опытом
Отзывы родителей, побывавших от нашего портала на занятиях по песочной терапии: как прошло знакомство, какие впечатления, пойдут ли еще раз. Напомним, что в рамках нашей новой рубрики «Ма-Па-тест» различные детские клубы, кружки и секции предлагают бесплатно сходить к ним на пробное занятие (или даже несколько). Первооткрыватели рубрики - пятеро родителей, которые отправились со своими детьми на встречу с психологом Анной Левиной, чтобы на своем опыте узнать - что же такое песочная терапия. После визита они написали свои отчеты-отзывы, которые мы и предлагаем вашему вниманию.    
  Наталья Гончаренко Добрый день! Меня зовут Наталья. Нам с сыном Тимофеем выпала возможность побывать на песочной терапии. На самом деле, я толком и не знала, что это такое, поэтому сказала Тиме, что "пойдем играть в песочек к Ане". Мы долго не могли найти время, т.к. вечером не с кем было оставить годовалого Захара. Договорились, но наше расписание передвинулось в этот день, и я с двумя детьми поехали к Ане. Уже было темно. Мы приехали с Аней одновременно. Мой малыш спал. Комната нам очень понравилась, светлая и столько игрушек! Тима сразу же спросил: "А где песочек?" Аня достала две коробки (с мокрым и сухим песком), а потом достала коробку с игрушками! Песочек временно отошел на второй план, глаза загорелись! Рассмотрел игрушки, сразу выбрал корабль и пиратов.  Тима с Аней "поковырялись" в песочке, потом настало время расставлять игрушки. Тима это делал очень долго, я пыталась остановить его, но Аня сказала - не надо. Была полностью заполнена коробка с сухим песком, потом перешел на мокрый, и еще между ними положил рельсы с машинками. Параллельно Аня рассказывала про эту терапию. Что с её помощью ребенок выражает всё, что у него внутри - все страхи и переживания, что и сам может от них избавиться. Сначала, когда Аня на мокром песке раскопала "озеро", Тима не у видел в этом "озера", а постарался закопать и пошел на сухой песочек. т.е. был какой-то страх. Потом они с Аней играли с этими игрушками. Главные персонажи пираты искали сокровища. Мой Захарчик (маленький) проснулся и тоже играл рядышком в пирамидку. Еще Тима с Аней  рисовали немного. В итоге их пираты нашли сокровища, и на мокром песке Тима увидел всё-таки море! Мы все остались очень довольны! Аня - очень замечательный человек, замечательный психолог! Такая молодец! Вытерпела нас (у нас еще и наш папа подошел  - он фоткал). в конце Захарка раскапризничался - время спать в ночь. Тиме очень понравилось, еле ушел домой. По дороге долго вспоминал и спрашивал, когда мы еще придем к Ане. Советую всем родителям посетить такое занятие, очень полезно и ребенку и им самим. Очень много интересного и нужного я для себя открыла. Спасибо Ане Левиной! Спасибо Бебинке!    
  Татьяна Дорофеева Здравствуйте! Я хотела сказать несколько слов о песочной терапии, на которой я вместе со своей дочкой Варей (5 лет) побывали. Мы в этот день решили не пойти в детский сад, потому что пошли "в гости к Ане". Я предупредила ребенка, что зимой, наверное, только у Ани есть песочница с кучей игрушек, где можно поиграть во что угодно. Нас встретила улыбчивая девушка Аня. Познакомившись, она сразу пригласила Варю к коробкам с песком и предложила поиграть в волшебницу. И даже дала подносик, в который можно сложить разные игрушки-какие понравятся. Варя выбрала несколько, но когда принесла их в песочницу, то почувствовала какой-то подвох... И на все последующие вопросы начала отвечать не задумываясь и очень гордо "НЕТ!". Аня попыталась с ней порисовать. Но "краска была не того цвета, бумаги для радуги не хватало, и все было не так.." Я наблюдала за происходящим со стороны и понимала, что ребенок что-то переваривает и переживает, но не вмешивалась - Варя не просила о помощи- она была в процессе этой игры-беседы. Аня попросила нам помочь и тогда мы вместе построили небольшой остров на сыром песке, поставили там разные фигурки, которые выбрала Варя и рассказали небольшую историю. Потом Варюша занялась рассматриванием игрушек, а мы с Аней побеседовали. Я конечно догадывалась о том, что я, как мама, делаю не так, но только здесь я поняла как это переживает мой ребенок, и как он нуждается в моем внимании. Песочная терапия дала возможность Варе с помощью образов, символов (игрушек) выразить то, что она не может выразить словами. Это доступный способ не только понять, что у ребенка внутри, но еще позволить ему выразить какие-то эмоции, которые у него спрятаны внутри и мешают ему-страх, гнев, обида. От Ани мы ушли в отличном настроении, как -будто действительно после терапии. Был солнечный денек, Варя всю дорогу напевала песенки, а когда пришла нарисовала мне рисунок, где была я с двумя сердцами "Это ты в меня влюбилась"-пояснила Варя. Это было самой большой наградой. Но я поняла, что самое тяжелое впереди- учиться понять ребенка, суметь не дать негативу поселиться у него внутри, а если это произошло- то это не страшно, нужно обязательно поговорить с ребенком и помочь ему справиться с этой проблемой. Конечно, иногда мы просто не знаем, что делать. Тогда нам на помощь может прийти психолог. Спасибо большое Ане Левиной за интересную и очень полезную игру.    
  Анна Герасимова Добрый день, меня зовут Анна! На bebinca.ru  нам подарили возможность посетить  занятие по песочной терапии. Семья у нас самая обычная -  мама, папа, Алина (6 лет) и Дарина (4 года). Девочки частенько ссорятся, выясняют кто прав, кто виноват… И подобные занятия меня уже давно интересовали. Сразу скажу, чтобы не томить – впечатление замечательные! Анна Левина (детский психолог) встретила нас очень приветливо! С порога создалось ощущение, что мы уже давно знакомы. Атмосфера в комнате для занятий располагающая к созиданию (слово немного пафосное, но по-другому трудно выразить) – на стенах различные поделки, картины, много игрушек – настоящая детская комната! Когда Алина и Дарина осмотрелись, Анна предложила девочкам поиграть немного с песком – а это они очень любят. Сначала просто пересыпали его смотрели, ощущали…, а потом перешли к делу. Аня предложила им создать свой волшебный мир. С помощью игрушек они наполняли емкость с песком своими жителями. Игрушек было так много (даже для них), что на какое-то время они растерялись, а потом процесс было не остановить, как мне показалось. Но Анна очень деликатно настроила их на завершение. Потом каждая рассказала, что и зачем туда поместила.  Когда девочки рассказывали об игрушках, они как бы переносились туда – в свой волшебный мир, и они уже говорили о своих собственных взаимоотношениях. Следующим шагом было создание отдельных миров. Однако уже через несколько минут их миры объединились! Но здесь уже разговор был о личных волнениях каждой из них. Пообщавшись с девочками, Анна поняла их основные переживания. Например: у Алины очень взрывной характер – а причина в том, что ей нужно, чтобы все исполнялось, как только она об этом подумает! Вы, наверное, скажете: что в этом такого – все дети такие! Да согласно, но не у всех это обострено, и не все капризничают только по этой причине – многие ведь просто привлекают к себе внимание или добиваются подчинения от родителей…А Дарине необходимо больше личного пространства. В заключение мы попили сладкого  чаю с конфетами. Девочки остались довольны и я тоже. Думаю, каждому родителю стоит посетить  подобные занятия, чтобы лучше узнать своего ребенка. Анна Левина – очень хороший психолог. Да, мы - самые близкие и родные люди своим детям, но, признайтесь, не замечаем всех нюансов их понимания мира…    
  Ирина Справчикова Про песочную терапию я знала очень мало, поэтому решила посетить пробное занятие в клубе «Волшебный Семицветик ». Занятие проводит детский психолог Анна Левина. От себя Клуб находиться на пересечение ул. Советской Армии и ул. Антонова-Овсиенко, рядом с остановкой. Занятия проводятся с 9 до 21 часов. Очень удобно мы записались на 19-00. И после садика свободно подъехали. ( Клуб работает и в выходные дни, еще один плюс). Помещение светлое, уютное, на стенах детские работы и красивое панно с детским мотивом. На полу ковер, мы бегали в носочках. Еще заметила детские горшки в комнате, с малышками  не надо бежать в общий туалет. От дочери Софья, 4 года 8 месяцев. Сначала очень насторожено Аню и ее задания. Но буквально через минуты 2 начала активно строить свой мир. Софья с интересом играла с Аней, рассказывала про свою семью и друзей. В итоге мы вместо запланированного часа пробыли 1,5 часа и я с трудом уговорила дочь пойди домой). Ей так понравилось строить в песочнице, что вместо 2 миров мы построили 4 и продолжили бы если не бы не позднее время)))). Мы нашли одну маленькую проблему, над которой работаем. Софья в восторге и каждый вечер спрашивает когда еще поедем к Ане играть в песочек! Об Ане Осень позитивный жизнерадостный человек.  Она умеет заинтересовать ребенка и увлечь его в таинственный мир песка. Занятие пролетело за считанные минуты, очень увлекательно, хорошо подобрано музыкальное сопровождение. ИТОГО: Нам очень понравилось. Минусов мы не нашли))) При удобном случае посетим занятие еще раз (обещала Софье). Рекомендую Всем посетить хотя бы раз занятие, что бы узнать беспокоит ли что ребенка и над чем нужно поработать.    
  Татьяна Борисеевич Мы с дочерью Софи посетили занятие по песочной терапии. Перед походом, у меня было немного другое представление о данной методике. Ожидания меня не разочаровали.  Софи очень внимательно слушала Анну, сразу пошла с ней на контакт! Метод , по-моему мнению, строится в игровой форме, по крайнее мере, с нами было именно так. Софи увлеченно начала строить замки по принципу песочницы, но Анна перед началом занятия поговорила с Софи, рассказала сказку и предложила построить ей свой мир, чем она с удовольствием и начала заниматься. Конечно, ребенок очень увлечен -  множество игрушек и самое главное ВСЕ РАЗРЕШЕНО, что ребенку особенно  нравится. В процессе строительства "МИРА СОФИ", Анна комментировала, как Софи излагает свой мир и свои мыли. Меня поразило , что в принципе Анна все верно трактовала. Конечно, хотелось узнать немного больше, но как я понимаю ,это процесс очень длительный и увлекающий! Ребенок остался в диком восторге -  сама же начала спрашивать у Анны, когда можно еще прийти и с какого возраста ходят заниматься детки. Софи с восторгом рассказывала папе о своем занятии и о том,  что ей очень понравилось. Всю неделю ребенок только об этом и говорил. Сама я, как мама, осталась довольна. Хочется еще не единожды сходить. И еще я посоветовала своим знакомым - мне кажется такая методика нужна каждому ребенку.

На разведку!

Рубрика:
Ма-па тест, или делимся опытом
Всем привет! С этого дня любой читатель Бебинки может отправиться на разведку! В рамках нашей новой рубрики «Ма-Па-тест» различные детские клубы, кружки и секции предлагают бесплатно сходить к ним на пробное занятие. Бесплатно, но не совсем! Среди желающих пойти мы выбираем того, кто живет ближе всего, а разведчик-мама или папа после визита пишет для нашего сайта отзыв. Пишет правду, только правду и ничего, кроме правды! Что понравилось, что не понравилось, советует ли другим родителям и малышам, пойдут ли сами еще и т.д. Примерный объем отзыва - от 1000 до 3000 знаков (примерно как эта заметка), фотографии приветствуются. Наша цель – не реклама заведений и не ругань, а простой и полезный обмен мнениями и оценками. Первый Ма-Па-тест – поход на занятие по песочной терапии. Под руководством детского психолога ребенок воплощает в песке свои фантазии и страхи, учится выражать свои эмоции и мысли. Песочница – настоящая классика не только для наших дворов, но и для психотерапии со времен Юнга. Для здорового ребенка занятия с песком могут стать увлекательной школой языка символов, игровой формой самопознания. Отдельно хочется сказать о возможностях песочной терапии для "особых" деток. Если у вашего ребёнка СДВГ, аутизм, ЗПР, то песочница вам поможет не только снять мышечное напряжение, но и отыграть то, что ребёнок не может рассказать. Занятия проводятся индивидуально для детей и их родителей. Это в теории! Узнать, как дело обстоит на практике в нашем городе, мы приглашаем Вас. Если Вашему ребенку уже есть 4 года и Вам хотелось бы сходить на занятия в арт-терапевтическую студию, пишите комментарием к этой записи или на info@bebinca.ru свой адрес (номер квартиры можно не указывать)), контактные данные. Пятеро из тех, кому ближе добираться отправятся на занятия! UPD: Ма-Па-тест! На разведку на занятия по песочной терапии от Бебинки отправляются: Наталья Гончаренко, Татьяна Борисеевич, Татьяна Дорофеева, Аня Арефьева и Ирина Справчикова! Пожелаем им увлекательного и полезного времяпровождения. С нетерпением будем ждать отчеты-отзывы!