Естественное родительство

Подборка по параметрам

Человек, который изменил материнство

Рубрика:
Родителям, учителям, педагогам
Нашумевшая статья о естественном родительстве журнала "Time", в эксклюзивном переводе Bebinca.ru. Что же все-таки скрывается за понятием «естественное родительство» - фанатичное самопожертвование или простой здравый смысл и следование инстинктам? Ответ на этот и другие вопросы дает Уильям Сирс – автор родительских книжных бестселлеров и главный идеолог «естественников».          

Time, 21 мая 2012

Кейт Пикерт

Для Джоанны Бьюгард материнство – на первом месте. Когда у нее с мужем не получилось зачать ребенка, она уволилась с должности бухгалтера, чтобы полностью посвятить себя подготовке к беременности. Когда подошло время, она предпочла домашние роды и произвела ребенка на свет без применения обезболивающих лекарств. Затем потянулись месяцы, которые Джоанна провела, не расставаясь с малышкой с рассвета до заката. Впрочем, и после заката тоже – новорожденная дочь спала в одной кровати с Джоанной и ее мужем Дэниелом, IT-инженером. Когда Джоанна была беременна вторым ребенком, она не прекратила кормить дочку грудью. Это привело к гормональному взрыву, который чуть было не спровоцировал преждевременные роды. Однако беременность удалось сохранить, и Джоанна родила второго малыша, которого она кормит грудью одновременно со старшей дочерью-двухлеткой. Джоанна и Дэниел, которые поженились в 2004 году и долгое время жили только карьерой и модными тусовками, с рождением первого ребенка практически свели общественную жизнь на нет. Они никуда не выбираются вдвоем по вечерам, Джоанна никогда не обедает с подругами. Единственный день, когда она осмелилась оставить своего ребенка с кем-то еще, был днем родов второго малыша. «Когда все только начиналось, я не думала, что мы станем такими, - говорит она, - раньше я считала таких фанатичных родителей по-настоящему чокнутыми». Чокнутые. Так большинство людей описывают мам и пап, проповедующих подобное отношение к ребенку. Чаще всего его называют «естественным» или «контактным» родительством (ЕР), и популярность этого направления за последние два десятка лет позволила по-новому взглянуть на связь, существующую между матерью и ребенком. Идея ЕР засела в умах не только преданных фанатов вроде Джоанны – «естественники» изменили сам стиль родительства в США, и теперь считается важным не научить ребенка обходиться без родителей, а наоборот, посвятить себя ребенку или даже принести себя ему в жертву. Если вы стали родителями в последние 10 лет, то, скорее всего, вы видели книгу «Ваш малыш» – 767-страничное издание, ставшее главной причиной популярности ЕР. Впервые она была опубликована в 1992 году, а на данный момент издана на 18 языках в полутора миллионах экземпляров. Вы можете по-разному относиться к идее ЕР, но, сознательно или нет, вы наверняка следовали каким-то постулатам, изложенным в этой книге, или по крайней мере слышали об идее максимальной близости матери и ребенка. Теория ЕР проста, но на практике все не так-то просто. Три кита этой философии – грудное вскармливание (как минимум - до возраста, когда ребенок начинает ходить), совместный сон (когда ребенок спит с родителями в одной кровати или детская кроватка ставится вплотную к родительской) и ношение ребенка на себе, когда ребенок «висит» на маме в слинге. Еще один постулат ЕР учит тому, что любой хнык малыша – это просьба о помощи, в которой ребенку никогда нельзя отказывать. Такое толкование детского плача вызвало баталии в родительском сообществе. В 2011 году вышел бестселлер «Воинственная песнь мамы-тигрицы» (англ. Battle Hymn of the Tiger Mother), а в 2012 году - еще две книги противников ЕР, в которых доказывается, что родители должны быть максимально требовательны к своим чадам. Аргументы за и против ЕР так или иначе созвучны вопросам семьи и карьеры, которые раскололи общество после появления современного феминизма. Эти вопросы особенно остры в США, где женщины составляют почти половину работающего населения. Например, Энн Ромни, жена кандидата в президенты от республиканцев, стала известна из-за своих нападок на образ женщины-«домашней клуши». ЕР учит тому, что чем больше ребенок проводит на руках у матери, тем больше у него шансов вырасти уравновешенной личностью. Отсюда один шаг до вывода, от которого мнительные матери начинают паниковать и казнить себя: выходит, каждая минута, которую ребенок проводит в разлуке с ними, может наложить негативный отпечаток на всю его жизнь? Споры об этом не прекращаются десятилетиями. Что же такое ЕР – женоненавистническая доктрина, которая направлена на то, чтобы вернуть женщин с рабочих мест на место возле домашнего очага? Или это путь к формированию сердечной привязанности между мамой и ребенком, которая, как доказано наукой, является основой долгосрочного эмоционального здоровья?   [caption id="attachment_8329" align="alignleft" width="121" caption="Уильям Сирс"][/caption] Чтобы ответить на эти вопросы, логично будет задать их автору книги «Ваш малыш», библии ЕР, которой в этом году исполняется 20 лет. Несмотря на всю популярность и авторитет этой книги, об ее авторе известно не так много, хотя доктор Уильям Сирс появлялся в огромном числе телешоу, долгое вел колонку в журнале Parenting и вместе с женой создал целую библиотеку родительской литературы. Оказывается, точка зрения Сирса по многим вопросам не столь категорична, как полагают его критики и последователи. А идеи ЕР произрастают не только из его опыта работы педиатром, но и из собственного детства. Корни главной книги ЕР стоит искать в быте Сент-Льюиса 50-х, а также… в чаще джунглей Венесуэлы! Уильям Сирс, загорелый и удивительно крепкий для своих 72 лет, рассказывает, как рос на американском Среднем западе. Он родился в Алтоне, штат Иллинойс, в 20 милях к северу от Сент-Льюиса. Отец Сирса ушел из семьи, когда Уильяму исполнился месяц, что вынудило его мать переехать к своим родственникам. Пока мама работала управляющим магазина одежды, Сирс каждый день ездил в Масс, где ходил в католическую школу. «Мама знала, что мне нужна дисциплина, и монахини действительно заставляли ходить по струнке, - вспоминает Сирс, - До сих пор помню, как рука сестры Марии Бонифации сжимает мне плечо, и как она произносит: ты будешь слушаться!» Сирс стриг газоны и помогал по хозяйству соседям, чтобы платить за школу. «Бабушки меня обожали, - улыбается он, - хотя в то время мне казалось, что детство у меня дрянное. Но сейчас я думаю о прошлом и понимаю, что ничего не стал бы менять. Этот опыт привил мне уважение к физическому труду». Мать Сирса, пытаясь восполнить отсутствие в его жизни отца, в качестве примеров для подражания подыскивала ему в наставники вожаков бойскаутов, тренеров (Сирс даже был капитаном футбольной команды), пасторов и священников. Именно священники оказали на Уильяма самое сильное влияние. После окончания гимназии Сирс поступил в Университет Святой Марии при семинарии Мандерлайна, чтобы стать священником. Сирс проучился там три года, но желание иметь семью перевесило, и он бросил духовную семинарию. Поступив на медицинский факультет Университета Сент-Льюиса в 1962 году, он устроился работать в женскую католическую школу учителем биологии. Как-то на первом курсе студента Сирса вызвали к пациенту, у которого была диагностирована остановка сердца. Там, у кровати умершего, он познакомился с недавно принятой на работу медсестрой госпиталя. [caption id="attachment_8330" align="alignright" width="100" caption="Марта Сирс"][/caption] Ее звали Марта, она выросла в 30 милях от родного города Билл, в Сент-Питере. Помимо религиозных взглядов, Марту и Билла объединяло нелегкое детство. Мать Марты была шизофреничкой, да и остальные родственники страдали расстройствами психики. В доме творилась суматоха, со слов Марты, ее домашние постоянно ругались и дрались. Когда ей было 4  года, утонул отец («единственный здравомыслящий человек в семье», по словам самой Марты). Несмотря на все потрясения, Марта нашла в себе силы окончить католическую медицинскую школу Сент-Льюиса. Через год произошла их встреча с Биллом, через 3 месяца они обручились и еще через полгода обвенчались. В 1967 году, после рождения первого ребенка, в семье Сирсов наступил кризис – как в отношениях между супругами, так и в их религиозных воззрениях. Марта даже перестала носить обручальное кольцо. В итоге разлад удалось преодолеть, и Сирсы вновь стали мужем и женой, но венчались уже в протестантской церкви. Как мать, Марта чувствовала себя очень неуверенно, частично из-за своих детских воспоминаний. «У нас была книга доктора Спока, - вспоминает она, - но стоило мне дочитать до места, где сказано, что плачущему ребенку нужно дать прокричаться, не вынимая из кроватки, со  Споком  я тут же распрощалась». Этот совет напомнил Марте родственницу, которую она знала еще ребенком. Девочка была болезненной и неспокойной, ее родители не знали, что делать с бесконечным плачем, и по рекомендации Спока оставляли малышку одну в кроватке. «Мне кажется, она тронулась умом от собственного крика», - говорит Марта. Когда эта девочка выросла, у нее появились собственные дети, но и они страдали психическими отклонениями. Идея оставления плачущего ребенка была развита доктором Ричардом Фербером, который придумал метод контролируемого плача, очень популярного в то время. Метод состоял в том, чтобы в определенные  периоды времени дать ребенку выплакаться, чтобы ночью он лучше спал. После всего, что Марта видела в детстве, она не могла не рассказать всем, что нельзя оставлять ребенка плакать одного. «Да, можете считать, что это реакция на мое прошлое», - соглашается она. В одной из статей на своем сайте Сирс утверждает, что долгий исступленный плач действительно может повредить мозг маленького ребенка. Метод «дать проораться» по-настоящему опасен и может иметь необратимые неврологические последствия при формировании отдельных долей мозга – утверждая это, Сирс ссылается на перечень научных исследований. Впрочем, более вдумчивое изучение указанных Сирсом источников не дает однозначного ответа на вопрос, есть ли прямая связь между плачем и развитием мозга. Например, несколько исследований, о которых говорит Сирс, проводились на крысах. Одно из исследований рассказывает о последствиях крайне жесткого, травмирующего  отношения к ребенку (похожего на то, свидетелем которого была Марта), но такое отношение вряд ли можно назвать типичным. Другое исследование показывает, что действительно есть связь между склонностью к истеричному плачу и дефицитом внимания и гиперреактивностью, при этом неясно, что из связки «неврологические проблемы/плач» является причиной, а что следствием. Идея близкого контакта ребенка с родителями может интерпретироваться очень широко. Отец теории контакта британский психоаналитик Джон Болби в середине ХХ века занимался изучением сирот. Исследования показали: разница между детьми, которые были лишены непосредственного контакта с родителями (или другими близкими), и детьми, которых много обнимали, воистину огромная. У детей-сирот действительно есть проблемы с умственным и эмоциональным развитием. Исследования Болби и выводы Сирса звучат очень похоже. Но особо впечатлительные матери часто путают одно с другим и впадают в панику, если вдруг им нужно на минуту выпустить ребенка из рук или если малыш плачет дольше трех секунд. Последователи Сирса доверяют ему как из-за сорокалетнего докторского стажа, так и из-за его личного отцовского опыта. У Сирсов восемь детей в возрасте от 20 до 45 лет. Они нянчились с детьми так много, что их родительский опыт практически безграничен. У одного из их сыновей синдром Дауна, а одна из дочерей – приемная. Марта родила четверых детей в роддоме и троих дома. Первые три ребенка росли очень спокойными, зато четвертый был просто реактивным. Три старших сына Сирсов стали докторами. Сирсы перевидали все, что можно, и пишут только о том, что знают на собственном опыте – вот на чем основано доверие к их книгам. [caption id="attachment_8333" align="alignleft" width="139" caption="Жан Ледлофф"][/caption] Уильям Сирс говорит, что свою семью они используют как лабораторию, а полученные результаты в виде советов раздают всем желающим. И советы эти работают в большинстве семей и практически всегда. Однако идея детально описать свою концепцию родительства родилась у Сирса только после прочтения книги Жанны Ледлофф «Принцип преемственности» (англ.  The Continuum Concept), опубликованной в 1975 году. В начале 50х Ледлофф, уроженка Манхеттена, бросила Университет Корнелла и отправилась путешествовать по Европе, подрабатывая фотомоделью. Под влиянием минутного импульса Жанна приняла приглашение присоединиться к экспедиции по поиску алмазов в Венесуэле. После семи месяцев в джунглях Ледлофф вернулась в Нью-Йорк, заработав на алмазах всего 1000 долларов. В течение следующих двух лет она посещала Венесуэлу еще четырежды. Во время своих путешествий Ледлофф наблюдала, как аборигены южно-американских джунглей заботятся о своих детях. Младенцы практически всегда находятся на руках у взрослых и крайне редко плачут. В Нью-Йорке Ледлофф превратила свои наблюдения в книгу, в частности она писала: «малыши из джунглей – маленькие ангелы, ведущие себя безупречно: они не дерутся, их никогда не наказывают, дети всегда счастливы и послушны». В то время как родители просвещенного Запада, как пишет Ледлофф, «бросают малыша в истерике, а когда он уже охрип от крика, объявляют его хорошим ребенком». Основная идея Ледлофф состоит в том, что западные родители отвыкли слушаться естественных инстинктов и относятся к своим детям в корне неправильно. «Мы открыли эту книгу и поняли – вот оно!» – вспоминает Сирс. Книга Сирсов, вышедшая до родительской библии «Ваш ребенок», была посвящена Ледлофф и называлась «Творческое родительство: как использовать принцип преемственности и растить детей от рождения до юности». Книга была опубликована в 1982 году. Несмотря на весь свой интерес к родительству и отношениям между матерью и ребенком, Ледлофф так и не стала мамой. Она умерла в 2011 году в своем плавучем доме в Саусалито, Калифорния, где жила с котом Тюльпаном. Последователи и противники ЕР сходятся в одном: за последние 20 лет в США произошла фантастическая перемена в практике родительства, и идеологом-первопроходцем этих изменений был Сирс. Слинги и рюкзаки, которые Сирсы продают на своем сайте AskDrSears.com, входят во все списки обязательных для мам покупок. Со времен изобретения молочных смесей в 50х годах грудное вскармливание никогда не было так популярно, как сейчас. И, несмотря на предупреждения американского Минздрава, в 2005 году 19% 2-месячных детей США спали в одной кровати со своими родителями – нечто небывалое для ХХ века. [caption id="attachment_8335" align="alignleft" width="134" caption="Памела Дрюкерман"][/caption] «Многие идеи ЕР существуют в нашей культуре, неважно, доверяете ли вы при этом доктору Сирсу, - говорит Памела Дрюкерман, автор книги «Растим малыша» о французском, более мягком, стиле родительства, -  ведь во многом ЕР - это просто здравый смысл». Здравый смысл в вопросах воспитания – не догма, он периодически меняется под влиянием общественного мнения. Доктор Бенджамин Спок впервые опубликовал книгу «Уход за ребенком» в 1945 году, до нее общепринятая родительская мудрость была сформулирована в книге «Психология и уход за ребенком» Джеймса Уотсона 1928 года. Современные принципы родительства показались бы Уотсону настоящим извращением. Он, например, предупреждал об опасности, «таящейся в материнском поцелуе» или отцовском рукопожатии. Доктор Спок выступил против воззрений Уотсона, рекомендуя родителям чаще доверять своим инстинктам, он писал, что родители «знают больше, чем сами привыкли считать». Такой же протест против методов воспитания своих родителей возникает в каждой матери или отце. Сирс популяризировал стиль родительства, который был прямо противоположен тому, как относились в детстве к нему самому. Это касается и Ледлофф, которая в своей книге пишет, что ее растила бабушка, а от матери перепадали лишь побои. [caption id="attachment_8338" align="alignright" width="120" caption="Бенджамин Спок"][/caption] Хотя призывы Сирса к 24-часовому служению ребенку у многих вызывают недоумение, трудно спорить с тем, что ребенок, которого часто обнимают, чувствует себя более защищенным. Вне сомнения, Сирс также заслуживает памятника за популяризацию грудного вскармливания. В то же самое время его ненаучная лексика, расплывчатые и даже противоречивые утверждения часто сбивают с толку, вынуждая матерей принимать решения по типу «все или ничего». Современных мам можно условно разделить на несколько лагерей. Первая группа, подобно Джоанне Бьюгард, полностью разделяет модель родительства Сирса, прислушивается к каждому вздоху младенца, проводит все время дома и не выпускает малыша из рук круглые сутки. Для них Сирс – герой номер один. Джейми Линн Грумет из Лос Анжелеса, 26-летняя мама двух детей, продолжающая кормить грудью 3-летнего сына, так отзывается о Сирсе: «Его постулаты достаточно мягки, но с ними невозможно поспорить, ведь они всегда помогают». Сторонники противоположного лагеря, особенно многодетные или работающие матери, в целом разделяют идею близких отношений с ребенком (кто же будет против?), но полагают, что Сирс слегка безумен. На их стороне огромное число современных книг, полных четких расписаний кормления и сна (против чего Сирс протестует), а детские магазины буквально ломятся от манежей и подобных устройств, где можно безопасно оставить малыша одного. [caption id="attachment_8342" align="alignleft" width="168" caption="Уильям и Марта Сирс"][/caption] Возможно, дело в том, что многие воспринимают идею ЕР слишком буквально. «Когда кто-то говорит о ЕР, первая картина, которая приходит мне на ум, это немытая, неухоженная мамаша с младенцем у груди, двухлетним ребенком в слинге и трехлетним в рюкзаке, - говорит Джим, старший сын Сирса, - мои родители никогда не делали ничего подобного, хотя многие их читатели доходят до такой жизни». В своей последней книге Сирс добавил несколько разделов о балансе интересов ребенка и матери. Это стало реакцией на поток зомбо-мам, потянувшихся бесконечной вереницей в его кабинет после первой публикации книги «Ваш ребенок». Теперь Сирс дает такой совет матерям: «Не перегибайте палку, делайте то, что в ваших силах», а отцам рекомендует оплачивать женам SPA-процедуры и массаж, выпроваживать их из дома, чтобы те могли хотя бы немного отдохнуть от материнства. Большая часть советов Сирса папам заключается в оказании простой бытовой помощи. Типичный случай, например: помыть посуду, пока мама кормит малыша. Также Сирс говорит о «контактном отцовстве», указывая на то, что не только мама, но и папа может носить ребенка на себе. [caption id="attachment_8336" align="alignright" width="137" caption="Джим Сирс"][/caption] Кстати, в главах книги Сирса о карьере и родительстве можно легко уловить нотки сексизма. Даже Джим Сирс, который развелся и блистает на телешоу «Доктора», отмечает, что его жена была ярой карьеристкой, но материнские гормоны заставили ее полностью забыть о работе. Бывшая жена Джима пренебрегла успешной карьерой и после рождения детей нашла работу попроще, которая позволяла ей брать детей с собой. Сирс продвигает идею работы на дому вместо ежедневной офисной работы, и советует использовать слинг для того, чтобы работать вместе с ребенком. Он рассказывает о том, что 60% матерей, посещающих его клинику, зарабатывают деньги дома. Верно, впрочем, и другое - для многих работающих мам постулаты ЕР становятся едва ли не единственной возможностью обрести большую близость с ребенком, когда они возвращаются с работы домой. Но действительно ли Сирс считает, что мамы должны работать? В 1997 году вышла протестантская версия книги «Ваш малыш» под названием «Христианское родительство и уход за ребенком», которую Сирсы написали, по их словам, чтобы смягчить нормы жесточайшей дисциплины протестантского воспитания. В этой книге есть глава «Назад на работу?», в которой сказано: «Некоторые мамы возвращаются на работу только потому, что не понимают, насколько это подрывает комфортное мироощущение ребенка. В нашей культуре слишком многие дети не получили той заботы, которая угодна Господу. И мы – та нация, которая платит за это». Сирс признается, что с тех пор его мнение на этот счет изменилось. Звонки от репортеров c вопросами о «домашних клушах» выводят его из себя, он считает идею матери-домохозяйки слишком сильным упрощением своей концепции. Так или иначе, вместе с идеей баланса интересов Сирс говорит и о том, что для мамы лучше не возвращаться на работу и не стесняться жить на деньги родственников. Сами Сирсы платят женам своих сыновей, чтобы те оставались дома с их внуками. Ржавое баскетбольное кольцо без сетки висит за гаражом двухэтажного дома, который Сирсы купили в Калифорнии в 1989 году. Почти всю гостиную занимает Г-образный диван, классическая музыка играет из дешевого магнитофона рядом с «писательским кабинетом» Сирсов – письменным столом в углу комнаты. На столе царит хаос, в самом доме тоже не слишком чисто. Самой впечатляющей частью этого дома, прилепившегося к обрыву над берегом, является вид на бескрайний Тихий океан. Трудно увязать в сознании образ этого скромного жилища и огромную империю, которая включает в себя не только книги, но и коммерческий веб-сайт, и многочисленные «детские» проекты. Сирс – это бренд, печать одобрения которого ставится на фантастическое число продукции – пищевые добавки, детское питание и даже семгу с Аляски. Сирс и его семья в целом (Уильям передал управление многими проектами своим сыновьям) получают проценты от продажи различной продукции, ассоциируемой с ЕР – слингов, шарфов для кормления, колыбелей, крепящихся к краю родительской кровати. (Разумеется, Сирс никогда не продвигал классические детские товары типа колясок, бутылочек для кормления и кроваток, прутья которых Сирс называет тюремными). В 1997 году Сирсу диагностировали рак прямой кишки 3 стадии. Сейчас его болезнь в стадии ремиссии после операции, облучения и химиотерапии, но с тех пор Сирс пристально следит за своим здоровьем. «У меня давление как у юноши», - хвастается он. Сирс не принимает никаких лекарств и следует диете, состоящей из фруктов, овощей и пищевых добавок. Минимум 2 часа в день он занимается спортом. Сирс давно на пенсии, но дважды в неделю он заезжает в свою клинику. Потолок  приемной - огромное окно, которое придает помещению ощущение простора. На окнах висят шторы с Винни Пухом, на экране в холле демонстрируются книги и другая продукция Сирсов. [caption id="attachment_8337" align="alignleft" width="130" caption="Боб Сирс"][/caption] Когда Сирс ведет прием, на нем кроссовки и халат с табличкой «Доктор Билл». Ему пришлось написать имя, чтобы отличаться от доктора Боба Сирса, который ведет прием в клинике каждый день, и доктора Джима Сирса, который заглядывает в клинику в перерывах между съемками шоу в Лос-Анджелесе. Сирс-старший двигается очень быстро, хватает медкарты и носится из одного кабинета в другой. В основном в клинику приходят родители с детьми из Капистрано Бич, но многие едут из Лос-Анджелеса или Сан-Диего. Также Сирс консультирует по Скайпу пациентов из Европы. В этот раз Сирс осматривает 6-месячную Лейлу Бек, которая извертелась у матери на руках в ожидании своей очереди. Сирс прощупал живот девочки, послушал сердце – все это время Лейла продолжает находиться на руках у своей матери Сары. Сара тем временем расспрашивает Сирса об аппетите Лейлы (она исключительно на грудном вскармливании), сне (девочка спит с родителями) и прививках (стоит ли вообще их делать). Ребят школьного возраста Сирс перед осмотром обнимает. Выглядит это неловко, но почти всегда вызывает улыбку. Сегодня у Сирса на приеме также дети из протестантской семьи – 3-летний ребенок с таинственным аутоиммунным расстройством и школьник, страдающий от депрессии. Выходя из кабинета, Сирс бормочет: «Времени явно маловато». Рабочий день заканчивается, и Сирс направляется домой. У порога его встречает внучка Эштон и жалуется на сыпь на лице. Сирс берет ее за подбородок, светит крохотным фонариком на щеку: «Ничего страшного, дед вылечит тебя мороженым, ты не против?» Вскоре из Масса приезжает Марта. Она вернула семью в лоно католической церкви и теперь каждый день посещает службу. Сирс приветствует жену, Марта идет на кухню, и вскоре три поколения семьи Сирсов садятся ужинать.   Перевод: Дмитрий aka Сыров  

Психологические курсы для мамы и ребенка

Рубрика:
Родителям, учителям, педагогам
С середины января начинаются психологические курсы для мам и детей  от 1 года до 3 лет. Этот курс не о детях. И не о мамах. Он – о паре «мама и ребенок». О том, какие изменения ждут этот союз между одним и тремя годами, что происходит между мамой и малышом в моменты кризиса. О том, как меняется в отношениях с мамой ребенок, и как меняется в отношениях с ребенком мама. От автора: "Я длительное время «вынашивала» этот курс, продумывая каждое занятие, структуру, этапы и содержимое, несколько раз переделывая и меняя. Мне хотелось, чтобы курс был идеальным. Конечно, такого быть не может, но могу точно сказать, что в этот курс я вкладываю все, что могу вложить для того, чтобы он был интересным и познавательным. Это мои теоретические знания психолога и гештальт-терапевта, опыт работы с клиентами, родители которых, как и все мы, в чем-то ошибались. Опыт работы с детьми в детских садах и центрах развития. Бесценный опыт взращивания моей собственной дочери. Опыт общения с подругами и коллегами, воспитывающими детей. И, конечно, мое собственное детство: если бы я никогда не была ребенком, я не понимала бы ничего о детях. При создании курса я много внимания уделяла отношениям мамы и ребенка. Этот курс не о детях. И не о мамах. Он – о паре «мама и ребенок». О том, какие изменения ждут этот союз между одним и тремя годами, что происходит между мамой и малышом в моменты кризиса. О том, как меняется в отношениях с мамой ребенок, и как меняется в отношениях с ребенком мама. Я убеждена в том, что ребенок развивается как личность не сам по себе, а «об маму». А также в обратном: мама растет «об ребенка». При этом мне было важно, чтобы в курсе было много практики. Чтобы это был курс не о мамах и детях, а для мам и детей. Не только голая теория, с которой непонятно что делать в жизни, а возможность маме прямо на занятии задуматься и «поработать» над тем, что в ее отношениях с ребенком «не так». Что касается теории, курс опирается на теорию привязанности Гордона Ньюфелда, на теорию отношений и теорию контакта в гештальт-подходе, на философскую концепцию отношений «я-ты» Мартина Бубера. Много ссылок на наших, отечественных психологов. Я хотела бы, чтобы для курса набралась группа приятных и интересных, думающих мам с очаровательными детьми. Мам, готовых к открытиям в исследовании захватывающего пути взросления своего ребенка. Я рассчитываю на доброжелательную и теплую атомсферу в группе, в которой каждой маме и каждому малышу было бы хорошо и уютно. Приходите, я с большим нетерпением вас жду!" Анна Жулидова  психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, директор детско-родительского клуба "Улитка" мама маленькой девочки  

Программа курса

  1. Знакомство с группой, собой и ребенком. Занятие неспроста называется именно так. Цель его - не только познакомиться друг с другом, но и открыть что-то новое о себе и о своем ребенке. По-новому посмотреть на материнство, заглянуть немного внутрь отношений с малышом. Ну и, конечно, познакомиться с группой, вместе с которой предстоит долгий и интересный путь. 2. Кризис года: готовность № 1 Что мама может сделать еще до года, чтобы первый кризис прошел успешно? Как подойти к первому большому кризису подготовленным? Доверие к миру и уверенность в маме, необходимые ребенку, подходящему к кризису года – как их обеспечить? На что обратить внимание в отношениях с малышом. 3. Кризис – как меняются отношения и что делать маме Это занятие посвящено маме и ее умению «справляться» с изменениями в отношениях с ребенком, проживающим кризис. У мамы – тоже кризис. Маме нужно учиться по-новому обходиться с истериками и требованиями малыша, практически постоянно быть рядом с ним в трудный для него период и при этом делать домашние дела, гулять, заниматься тем, чем хочется и нравится. Уметь делать все это легко, не «сплавляя» ребенка «помощникам», чтобы отдохнуть. Казалось бы, невыполнимая задача. Но на самом деле мама может всё! Цель занятия – учиться уделять время и внимание и себе, и ребенку, жить вместе с малышом, не напрягаясь. (Занятие больше для мам, но это не значит, что приходить нужно без детей. Даже наоборот – лучше с детьми. Сразу на месте можно будет попрактиковаться) 4. Кризис – границы, правила, нормы, истерики А это занятие – про детей. Что происходит в период кризиса с ребенком? Как он встречается с первыми запретами? Что делать, если ребенок не реагирует на них? Что делать, если у ребенка истерика (и чего не делать ни в коем случае)? Признаки начала и окончания кризиса года. Что чувствует и переживает малыш. Как маме помочь ему. 5. Радиомама Занятие о говорении. Что и как говорить ребенку, что и почему не говорить. Как и зачем проговаривать чувства. Как развивать речь ребенка. Как с ним вообще общаться. Готова ли мама сопровождать ребенка в кризисе словесно. Умеет ли она отличать одно чувство от другого и проговаривать его. Занятие с практической частью: будем сразу пробовать проговаривать чувства друг другу и детям. Смотреть, какие возникают трудности и пробовать их решать. 6. Наказание и поощрения О «кнутах и пряниках» среди родителей много мифов. Одни считают, что наказывать нельзя. Другие – что можно, но наказывают так, что ребенок не получает никакого воспитательного опыта кроме стыда и унижения. Еще больше заблуждений – о похвале. Сплошь и рядом слышны: «нарисовал? Молодец!» - родитель искренне считает, что делает хорошее дело. Занятие о том, нужны ли наказания в воспитании ребенка, и какими они могут быть. С какого возраста, в каких случаях и как можно наказывать детей (а как и когда - категорически нельзя). Чем наказания вредны и полезны малышу. Надо ли хвалить ребенка, и с какого возраста это можно делать. Чем вредна похвала-оценка, и как ее заменять, если в голову ничего, кроме «молодец» не приходит. 6. Люди, которые играют Игры с ребенком от года. Любимые и полезные игрушки дома и на улице. Какие игрушки могут стать любимыми, и почему. Игрушки или бытовые предметы – чья возьмет. Совместная деятельность с малышом после года. Рисование, лепка, чтение стишков и сказок. Домашнее хозяйство с ребенком. Любимые и полезные игры. 7. Сказками сыт не будешь Грудное вскармливание после года – особенности. Отношения малыша с грудью. Трудности мамы. Когда и как можно отлучать без вреда для психики ребенка. Прикорм. Что ест ребенок после года, что ему полезно. Проблема большинства мам «мой ребенок не ест – что делать?». 8. Кризис двух лет Второй кризис в жизни ребенка. Его особенности. Что происходит с малышом. Чувство собственности двухлетнего ребенка. Изменения в поведении. Усвоение социальных норм. Новая волна истерик. С какими трудностями может столкнуться мама, как их преодолеть и помочь ребенку в этот период.  9. Развитие мышления, памяти, воображения ребенка Как развиваются познавательные процессы ребенка. Этапы развития мышления и памяти. Что может «подумать» и запомнить ребенок в каком возрасте. Теории психологов с мировыми именами. Зачем это знать маме? Чтобы ставить перед малышом задачи, соответствующие его возрасту. Чтобы придумывать интересные и актуальные для него игры. Чтобы больше понимать своего ребенка. 10. Кризис трех лет Третий кризис со скандально известным названием «Я сам!». Что происходит с ребенком и мамой, что чувствуют мама и ребенок, как меняются их отношения. Зачем паре «ребенок-мама» нужен третий кризис и как его пройти. Как помочь ребенку ответить на важные для него вопросы (кто я, какой я), отделиться от мамы, самоидентифицироваться и заметить папу. Что делать с новой волной истерик, если в три года ребенку уже мало той реакции, которой хватало годовасику. Стремительно развивающееся воображение ребенка, появление выдуманных героев. Мир фантазий как ресурс выхода из кризиса. 11. Завершающее занятие Подведение итогов, ассимиляция полученных знаний и опыта. Еще одно знакомство с собой и малышом! Чаепите с плюшками.   Организационный моменты: Занятия проходят по средам 11.30 (продолжительность – 2 часа), один раз в неделю. Первое занятие – 18 января. Стоимость: первое занятие – 250 руб, последнее занятие – 250 руб. Стоимость любого другого занятия – 500 руб. Выборочно на занятия ходить можно, но не желательно: курс построен логично и последовательно, каждое занятие продолжает все предыдущие. Запись на курс по тел. 8 927 202 60 35 (Дарья). Стоимость 1 и послед. 250, остальные все 500.  

Каким должно быть первое детское питание?

Рубрика:
Делимся опытом
Однажды перед каждой мамой встает вопрос «как прикармливать своего малыша». Что дать ему в первую очередь, что во вторую, в каком количестве и в каком виде. Тема введения в рацион грудничка «взрослой» пищи – штука серьезная, обросшая множеством мифов. Давайте же в них разберемся. Тот вид прикорма, который практикуют большинство мам, и который предлагается педиатрами, так и называется – педиатрический. В рамках этого вида прикорма мама по совету врача вводит пюре, соки, каши, заменяя ими кормление грудью. Этот способ кормить малышей настолько популярен сейчас, что многие удивляются, узнав, что есть еще и другой. А вы подумайте о том, что наши прабабки ничего не знали о пюре, нормах, замещениях, системах и рационах. Они прикармливали детей по-другому. Другой способ прикорма называется педагогическим. Или естественным. Он действительно более естественен для физиологии и психологии ребенка, находящегося на грудном вскармливании. Для того чтобы основные различия двух видов прикорма были яснее и понятнее, я свела их в табличку.  
 педиатрический  педагогический
 1. Цель   накормить  познакомить с едой
 2. Кому подходит   «Искусственникам»  грудничкам
 3. Что происходит с гв   вытесняется  никак не связано
 4. Когда начинать   Когда скажет врач  с появлением пищевого интереса
  1. Если цель педиатрического прикорма – накормить ребенка, и в рамках его философии главенствует идея, что ребенок уже не наедается грудным молоком, то, прикармливаясь педагогически, мы помним рекомендации ВОЗ и Всемирной Молочной Лиги (La Leche League) о том, что в год 75% рациона ребенка должно составлять грудное молоко, и только остальные 25% - другая еда. Грудное молоко остается основной пищей ребенка до 1,5 лет, выполняя свои энергетические функции, т.е. ребенок насыщается, получается все необходимые витамины, белки, жиры, углеводы и микроэлементы. Прикорм же вводится для того, чтобы познакомить ребенка со вкусом, консистенцией «взрослой» еды. Чтобы ребенок учился различать и узнавать еду на вкус, знакомился с тем, что ему предстоит есть в течение всей жизни. Именно поэтому продукты вводятся в естественном виде – так, как едим их мы: в твердом, жидком, желеобразном и т.д. Ничего не пюрируется, ни измельчается. Наша задача – познакомить с едой, а не накормить. Ребенок в течение жизни будет есть нормальную еду, а не измельченную – зачем же знакомить с измельченной? Часто в ответ на это говорят: «Он же подавится!». Не подавится. Моя дочка не давилась. Или спрашивают: «А как же он жует мясо? Сосет, наверно?». Жует. Деснами. Дети прекрасно жуют деснами. А вот те, кто знаком только с пюрешками и кашками, действительно мясо потом просто сосут, не понимая уже, как его вообще жевать.   2. Педиатрический прикорм был придуман для деток-«искусственников». Детское питание изобрели одновременно со смесью. Пюрированная и измельченная пища – необходимый промежуточный этап для деток, вскармливающихся смесью. Им нужно пройти путь пюрешек и кашек до того, чтобы попробовать «взрослую» еду, которую сразу переварить без риска для здоровья они не в состоянии. Желудочно-кишечный тракт деток на естественном вскармливании развивается иначе, и в переходном звене в виде пюре они не нуждаются.   3. Если следовать советам педиатра, то кормления пюре и кашами к году полностью вытеснят кормления грудью. Грудное вскармливание прекращается, ребенок «отлучается», энергетическую функцию полностью берет на себя еда. Это не физиологично и не подходит организму годовалого малыша, который все еще нуждается поддержке своего желудочно-кишечного тракта, иммунитета, не говоря уже о психологическом аспекте сосания груди. С педагогическим прикормом грудное вскармливание идет как параллельный процесс, никак не соприкасаясь ни во времени, ни в объемах, ни в целях. У педагогического прикорма и грудного вскармливания просто настолько разные задачи, что одно не должно влиять на другое. Ребенок продолжает сосать столь же часто и столь же много, и в год грудное молоко все еще остается основной пищей. Моя дочь в год определенно питалась грудным молоком, ни о каких 25% другой еды даже не было речи, она могла вообще за день ни разу не притронуться к «человеческой» пище. Я хорошо помню, как в первый ее день рождения с удивлением подумала о том, а как же вообще люди отлучаются в год, дети же голодные.   4. Педиатрический прикорм начинается с определенного возраста. 6 - 7 месяцев – как скажет врач. Педагогический – когда скажет малыш. Т.е. тогда, когда он проявит пищевой интерес. Существуют определенные признаки появления пищевого интереса, по которым можно понять, что ваш ребенок готов пробовать вашу еду. С этого момента я предлагаю вам отойти от таблицы различий и рассмотреть педагогический прикорм поэтапно.   Первый этап педприкорма – подготовительный Начинается он прямо с рождения. Ребенок, являясь полноценным членом семьи, присутствует на обедах и ужинах, находясь у мамы на руках, в слинге, в люлечке – как кому удобнее. Главное – чтобы ребенок видел употребляющих пищу членов семьи, находился вместе с ним и чувствовал себя частью процесса. На этом этапе ребенок наблюдает за особенностями и культурой, традициями и обычаями потребления пищи членов своей семьи. Он узнает, что еду вообще кладут в рот, сперва жуют, а потом только глотают. Что едят ложками, вилками, пьют из стаканов. Малыш внимательно смотрит за происходящим и запоминает на всю жизнь. Он как губка впитывает в себя семейные привычки: говорить или молчать за обедом, шутить или быть серьезным, выкидывать недоеденное или бережно хранить и т.д. Ребенок видит и запоминает, кто готовит пищу, кто отвечает за нее, кто моет посуду, и как это происходит – ребенок узнает все, что связано с едой. На этом этапе мама готовит вместе с ребенком. Я готовила с дочкой в слинге, намотав ее за спину, чтобы не мешалась спереди и не хваталась за острые ножи, вилки, горячие сковороды. Немного пританцовывала и пела в процессе. Дочке нравилось – хохотала и с интересом наблюдала происходящее, высунувшись у меня из-за плеча. Я параллельно рассказывала, что вот мама режет морковку, варит супчик и т.д. Когда дочь поползла, она стала вертеться у меня под ногами на кухне во время готовки. Тогда в ход пошла посуда, луковая шелуха, морковные и картофельные очистки – все, что может служить малышу игрушками и создавать при этом ощущение помощи маме, совместности процесса. В этот период ребенок может потащить еду в рот в исследовательских целях, и важно не перепутать исследовательский интерес с пищевым. Если ребенок легко отвлекается от еды на более интересную игрушку, значит пищевой интерес еще точно не проявился, и еду можно убрать в сторону. Если, несмотря на предложенные взамен игрушки, ребенок смотрит на вас голодными глазами и даже грудь как последняя инстанция успокоить его, уже не работает – время пришло. Это и есть тот самый пищевой интерес, который говорит о том, что ваш ребенок созрел до прикорма. Какие еще есть признаки готовности: - малыш может сам взять в ручку кусочек пищи, донести его до рта, поместить внутрь, проглотить или выплюнуть, если не нравится - устойчиво и систематично интересуется едой (именно едой как едой, а не как игрушкой) - после пробы еды не возникает рвоты, аллергии, расстройства желудка. Непереваренные кусочки пищи в какашках не означают ничего страшного. Ребенок просто не в состоянии пока полностью переварить «взрослую» еду. Это не должно вас тревожить, если вы помните, что ваша цель – не накормить ребенка, а познакомить его со вкусовыми и другими характеристиками еды. Пюре, кстати сказать, тоже не переваривается детским кишечником. Просто в какашках его не видно. Если вы обнаруживаете лишь два или только один из перечисленных признаков – не торопитесь, дождитесь, пока появятся все. Не торопитесь также вводить прикорм до возраста, рекомендуемого ВОЗ - 6 месяцев. До 6 месяцев малыш не должен пробовать ни еды, ни воды, ни соков. Введение прикорма не должно совпадать по времени с болезнью ребенка или мамы, с прорезыванием зубов. В эти периоды важно как можно больше кормить ребенка грудным молоком, чтобы обеспечить ему противовирусную защиту и психологическую поддержку. Введение прикорма не должно совпадать с выходом мамы на работу, с появлением в жизни ребенка няни или нового члена семьи, с переездом, ремонтом, с любой другой стрессовой ситуацией. Все силы в это время организм крохи направит на борьбу со стрессом, и ему будет не до новой еды.   Второй этап педагогического прикорма – адаптационный Он начинается с обнаружения у малыша пищевого интереса, готовности прикармливаться и введения в рацион «взрослой» еды. За очередным обычным обедом, на котором ваш ребенок с рождения присутствует с вами, вы сажаете малыша себе на колени и даете попробовать кусочек еды из своей тарелки. Обычной вашей еды – не какой-то особенной, приготовленной специально для первой пробы малыша, а самой обыкновенной, которую вы едите всегда. Это может быть малюсенький, размером с рисинку кусочек морковки или картошки из супа, кусочек фарша, любая крупинка, любой фрукт или овощ, кусочек хлеба. Главное – маленький. Ребенок мусолит этот кусочек на протяжении всего обеда, вы обедаете как обычно. Малыш может захотеть запить незнакомый ему вкус грудным молоком – не отказывайте ему в этом. Вообще никогда не отказывайте ребенку в желании приложиться к груди: после обеда, до обеда, во время – неважно. Помните, что вы не вытесняете грудное вскармливание прикормом и не заменяете одно другим. Проблемы «пососет грудь – не будет потом обедать» быть не должно. Не будет – ну и отлично! Значит, еще наедается грудным молоком. Типичные ошибки, которые допускают мамы в начале прикорма:  - сажают ребенка в высокий стул В чем ошибка: во-первых, со стула у ребенка нет постоянного доступа к маминой груди. Во-вторых, если это стул-стол, ребенок сидит не за общим семейным столом, как остальные члены семьи, а отдельно. Это обидно. Сажайте малыша себе на колени. Так, чтобы он мог дотянуться до вашей тарелки и груди одновременно, т.е. немного наискосок.  - кормят ребенка отдельно от всей семьи В чем ошибка: Во-первых, как я уже писала, это обидно. Семья – на то она и семья, чтобы обедать вместе, а не по отдельности. Во-вторых, обедая отдельно, ребенок не видит, как жуют взрослые. А научить ребенка жевать пищу по-другому невозможно – только на личном примере. Т.е., кормя малыша отдельно, вы имеете все шансы столкнуться с проблемой неумения жевать. И, в-третьих, кормление отдельно – это один из самых верных способов напрочь отбить у ребенка пищевой интерес. Кушая, пусть малыш лучше видит рядом с собой с аппетитом жующих маму и папу, наслаждающихся вкусом общей еды.  - уговаривают скушать «еще хотя бы ложечку» В чем ошибка: Это еще один действенный способ свести на нет пищевой интерес ребенка. Малыш должен быть добытчиком еды, должен сам ее брать, сам класть в ротик, сам просить еще. Уговаривающая скушать еще ложечку мама, поющая ему песенки про самолетик, летящий в ротик, и отвлекающая мультиками – это недопустимая картина. Либо ребенок хочет пробовать еду и пробует ее, либо не хочет, и тогда не нужно его ни заставлять, ни уговаривать, ни танцевать перед ним. Не нужно даже кормить его с ложки. Вообще. Отказывается – значит сыт. Доверяйте своему малышу. Не создавайте ему проблем с желудочно-кишечным трактом, не перекармливайте. До полутора лет объем одного съеденного за один присест продукта не должен превышать двух столовых ложек! Помните, что ребенок способен полностью наесться грудным молоком. Не приставайте к нему. И на выходе вы получите малыша со здоровым естественным аппетитом. Я никогда не уговариваю свою дочку есть. Просто беру ее с собой за стол. Всегда сообщаю, спрашиваю «кушать будешь?». Хочет кушать – кушает, не хочет – играет на полу с посудкой, игрушечными овощами, пока я ем. Она знает, где находится еда. До печенья она сама может дотянуться. Поверьте, когда ребенок действительно голодный, он сведет вас с ума, пока вы его не накормите. Что же касается известной фразы «заиграется и не ест», обозначающей, что играющий ребенок «забывает» про чувство голода, я в нее не очень-то верю. Чувство голода – витальная, основная потребность, она важнее игры, и маленький ребенок вряд ли сможет ее игнорировать. Однозначно, он будет чувствовать дискомфорт, станет капризничать, ныть – мама это сразу заметит. И относится это к «взрослым» малышам после полутора лет. Дети, которые младше, наедаются грудным молоком. Дети вообще так устроены, что не могут так, как мы, взрослые, садиться три раза в день и полчаса степенно есть. Им надо бегать, играть, двигаться 24 часа в сутки. Поэтому, если вашему чаду 1,5-2 года, имеет смысл держать перекус в зоне доступа ребенка. Так, чтобы малыш мог в любой момент подбежать закусить. Печенье, морковка, яблочко, банан и т.д. Эту идею о том, чтобы позволять ребенку пастись в течение дня я обнаружила у Сирсов.  - угощают малыша самым вкусненьким В чем ошибка: ребенок знакомится не с той едой, которую он будет есть на протяжении всей жизни. Если обычно на ужин вы едите макароны с котлетами, то не надо прикармливать ребенка черной икрой. Ваша цель – знакомство с едой. С едой той социальной и экологической ниши, в которой вы проживаете.  - поят ребенка из бутылочки, поильника и т.д. В чем ошибка: ребенок не учится пить из кружки. Поскольку ваше дитя грудным молоком еще не только наедается, но и напивается, питье воды является для него пока не способом утолить жажду, а забавным подражанием маме, игрой, в процессе которой он учится держать кружку, изучает свойства воды и т.д. Сразу дайте малышу кружку. А лучше – вообще не давайте, пока сам не потянет руки к вашей. Просто пейте при нем. Моя дочка только сейчас, в год и семь месяцев начала пить воду. Раньше она ее выливала, булькала, играла, переливала из одной емкости в другую, всяко забавлялась, выясняя, что это вообще такое – вода. Адаптационный период длится примерно до года. За это время, вводя по одному продукту в день, вы ознакомите своего ребенка с основным рационом всей его жизни. Питайтесь правильно. Не нужно иметь на общем столе той еды, которую вы не дали бы малышу. Педагогический прикорм станет для вас отличным поводом отказаться от вредных консервантов, красителей, ароматизаторов и другой химии в еде. На этой же волне можно навсегда попрощаться с сосисками, колбасами, полуфабрикатами и всем тем, чем нежелательно питаться как взрослому, так и ребенку. Моя дочка ест все, что ем я. Я просто не ем того, что не дала бы ей. В нашем меню здоровые натуральные продукты без химических добавок, мало жареного и жирного, каждый день суп, много фруктов и овощей, домашняя выпечка. Против шоколада, ягод, меда и прочих «аллергенов» мы ничего не имеем – с удовольствием употребляем. Майя кушает все, ограничений у нас несколько: до года мы избегали молочных продуктов, и сейчас не пьем цельное коровье молоко и соки. Соки – потому что они вредны для детей до трех лет. А молоко – потому что оно коровье и предназначено для телят. Человеческому детенышу переварить коровье молоко не под силу.   Третий этап педагогического прикорма – энергетический Ребенок уже адаптировался к взрослой пище и теперь для него она – способ насытиться, удовлетворить потребность в голоде. Теперь малыш не просто играет с едой, не просто знакомится с ее вкусом, а в прямом смысле слова ест. Энергетическую функцию, т.е. функцию насыщения теперь несет не только грудное молоко. Советы на данном этапе те же. Если это не жидкая еда, не кормите ребенка с ложки. Не уговаривайте покушать. Не заставляйте есть определенный продукт, если он его не хочет. Дайте ребенку возможность выбрать желаемую еду. Моя дочка последнюю неделю за обедом категорически отказывается от супов и требует кашку, от которой она отказывается во время завтраков. И я даю ей кашку – ну что ж теперь, значит ее организму нужнее в обед именно кашка. Иногда Майя ест только мясо, а в другой раз – только овощи или гарнир и при виде мяса морщится. У нее какие-то свои, известные только ей процессы, и я, доверяя ее организму, в них не вмешиваюсь. Она лучше знает, что ей сейчас полезнее. На этом этапе ребенок плавно переходит с колен мамы на свой стул. Лучше такой, с которого он мог бы самостоятельно слезть, если не хочет кушать. Во время еды малыш уже не нуждается в частых прикладываниях к груди, но грудное вскармливание еще активно продолжается. Следите о том, чтобы малыш не переедал, заботьтесь о сохранении грудного вскармливания. Мы находимся сейчас на энергетическом этапе, и наши обеды выглядят следующим образом. Дочка бежит вперед меня за стол с криком «ам!», залезает на скамеечку, берет свою ложку, нетерпеливо ждет, пока я накрою. Когда я накрываю и сажусь за стол, она пододвигает ко мне свою тарелочку (в которой то же, что и в моей), садится ко мне на колени и кушает сама, сидя у меня на руках. Если дома папа, Майя может залезть к нему на руки – как ей хочется. Кормить ее с ложки дочка не позволяет, кушает только сама. Это длится не больше 5 минут, затем она слезает на пол и бегает по кухне, играя с посудкой, магнитами на холодильнике, постоянно подбегая ко мне и раскрывая рот – вот тут уже мне разрешено отправить ей в ротик ложечку еды из ее тарелки. Так Майя бегает туда-сюда, пока не наестся. Потом мы пьем чай, и она снова залезает на скамейку, требует «попи» (попить) из своей кружечки, кушает сладкое и убегает. Вот эта беготня туда-сюда – данность, с которой в нашем возрасте необходимо смириться.   Четвертый этап – переходный Начинается через год после начала введения прикорма, т.е. не ранее полутора лет. Грудное вскармливание плавно отдает ведущую энергетическую роль, оставляя за собой функции поддержки кишечника, иммунитета, особого контакта с мамой. На данном этапе малыш кушает самостоятельно, пользуется столовыми приборами, следит за чистотой своего уголка за столом, сидит в отдельном стуле за общим столом, способен провести за обедом, не отвлекаясь, 10-15 минут. Ребенок практически не нуждается в помощи во время еды, но этот этап все равно называется переходным, поскольку сохраняется грудное вскармливание. Переходный этап, вместе с педагогическим прикормом в целом, завершается с естественным завершением грудного вскармливания. Когда завершать грудное вскармливание – вопрос к ребенку. Но, если вы решили вмешаться в этот процесс, помните, что ВОЗ не рекомендует отлучать ребенка от груди до двух лет. Анна Жулидова Психолог, гештальт-терапевт, мама маленькой девочки Майи, сторонница идей естественного родительства, директор клуба "Улитка"          

Детская обувь: ортопедическая или мягкая?

Рубрика:
День здорового ребенка

Детская обувь – ортопедическая или свободная, традиционная или современная. О своем взгляде на то, что носят наши дети, говорим со сторонником идей Естественного Родительства Анной Жулидовой. Анна не только молодая мама и психолог, но и директор интернет-магазина детской обуви, а точнее «Правильного магазина «Улитка», человек, не понаслышке знакомый с самым широким ассортиментом детской обуви.                    

Естественное Родительство: мода или мудрость?

Рубрика:
Интервью

Сегодня мы беседуем с психологом Анной Жулидовой о естественном родительстве – подходе к воспитанию ребенка, который в последнее время приобрел как множество сторонников, так и большое количество критиков. Анна – не только молодая мама и сторонник естественного родительства, но и практикующий профессиональный психолог. Мы подготовили для нее немало каверзных вопросов – надеемся, читателю будет так же интересно, как было интересно нам.